ПОДДЕРЖКА МОЛОДЕЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В АТОМНОЙ ИНДУСТРИИ КАК ФАКТОРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Солдатов А. И.
МИФИ (технический университет), г. Москва
Вспомним из старых выступлений на съездах партии широко известное старшему поколению изречение: “Кадры решают все!!!”. Состояние в кадровой политике страны таково, что с началом перестройки было сделано все, чтобы молодежь ушла из научных организаций и государственных учреждений, заводов и комбинатов.
Посмотрим с точки зрения молодого человека на эту проблему. Как правило, молодой человек после окончания школы, техникума, предоставлен сам себе и стоит перед выбором: что же делать? идти в институт? Посмотрим на родителей. Практически у большинства сверстников из моего окружения родители достойные люди, которые получили хорошее образование, защитили научные звания. Однако, чем интеллектуальнее выполняемая ими работа, тем меньше зарплата. Мойщик стекол машин получает за день месячную зарплату научного сотрудника НИИ и без задержек выплаты. Стоит ли учится более 10 лет для того, чтобы попасть сразу в нищету? Наверное, стоит.
Последнее время в печати появляется много статей об “утечке мозгов” из России. Что это за явление? Почему оно происходит? Российская высшая школа оказалась практически лучшей в мире. Если сравнивать технические университеты, то российские студенты кроме общих знаний получают и специальную теоретическую и практическую подготовку. Учебная нагрузка российского студента в несколько раз выше, чем западного студента. Практически учеба российских студентов происходит в экстремальных условиях. Это выражается в следующем: для того чтобы быть отличником надо заниматься около 20 часов каждый день и без выходных.
Что же получается? Шесть лет в институте, три года в аспирантуре, как правило, год на подготовку диссертации. Итого подготовка классного специалиста занимает около десяти лет. Кто-нибудь считал, сколько это стоит? А жаль?
Пользуясь тяжелым финансовым положением, сворачиванием науки и наукоемких производств, некоторые зарубежные фирмы получают уже подготовленных, высококлассных специалистов, не тратя времени и денег на их подготовку.
Теперь вернемся к нашему студенту и его мотивации хорошо учиться. Большинство студентов, поступая в институт, плохо представляют свое будущее. Где они будут работать? Какие знания будут им нужны в их будущей работе? Где они смогут найти ответы на эти поставленные вопросы? А незнание ответов на эти вопросы сводит мотивацию обучения к нулю. Зачем нужен сопромат, мат. анализ, философия и другие общеобразовательные предметы? В обиходе у студентов появились выражения: “скинуть матан”, “забить философию”, “свалить с аналитики” и так далее. Дойдя до старших курсов, студент начинает понимать, что без этих предметов не сдвинуть и специальные предметы. Пошли пузыри. А дальше пять минут позора и на всю жизнь инженер.
Посмотрим теперь на положение с кадрами в атомной отрасли. Ни для кого не секрет, что Минатом России (ранее Минсредмаш) имел более трех сотен крупных предприятий. Получить распределение на них было очень сложно. Брали только отличников. Им давали жилье, хорошую зарплату, перспективу научного роста и освобождение от службы в армии. Министерство отслеживало их продвижение через советы молодых специалистов. Лучших отмечали и зачисляли в резерв на руководящие должности.
Что же теперь? Свободное распределение, лети куда хочешь. Предприятия и институты не берут. Говорят, что экономический кризис, сокращение, низкие зарплаты, пора закрывать предприятия из-за банкротства.
В докладах аналитиков прослеживаются такие сообщения, что на предприятиях Минатома за год предприятие стареет на два года. Как это может быть? А очень просто. Молодежь уходит в коммерцию. У нее появляются семьи, надо кормить детей, решать жилищные проблемы. То есть в отрасли сейчас работают люди предпенсионного возраста. В отрасли нет преемственности. Скоро произойдет так, что пенсионеры, уйдя с работы, оставят пустые предприятия. А это не коровники или свечные заводики, это современные предприятия с очень сложным и дорогостоящим оборудованием, в которые вложен труд целой нации, на которых можно проводить исследования мирового значения, спасая планету от энергетического голода. Забываются передовые и уникальные технологии. Чтобы восстановить утраченные темпы развития науки в России потребуются десятилетия.
К сожалению, есть и другая проблема — экологическая. Предприятия эти бросить просто нельзя, так как это объекты повышенной опасности. К сожалению, утилизация этих предприятий тоже не возможна из-за большой дороговизны. Неработающее предприятие становится более опасным. Необходим персонал для обслуживания его в законсервированном виде.
Что же делать нам, молодым, в этой ситуации? Что делать руководителям этой могучей отрасли?
Прежде чем дать какой-либо ответ на эти вопросы, давайте взглянем на мировой опыт. Во многих европейских странах тоже существует, в той или иной степени похожая проблема привлечения молодёжи в атомную отрасль.
В последнее время в мире атомная отрасль сталкивается с такой ситуацией, когда люди, работающие в ней с момента старта первых ядерных реакторов, начинают отходить от дел. Многие из них успели приобрести богатейший практический опыт разработки, эксплуатации и модернизации ядерных объектов. Сейчас на рабочие места приходит (или НЕ приходит!!!) новое поколение, и отрасль должна использовать все возможные способы для передачи накопленных знаний от ветеранов к молодым. Это одна из причин, побудивших г-на Яна Рунемарка, президента шведской корпорации ABB Atom, инициировать проект Young Generation.
Основные цели данного проекта:
Первая конференция в рамках программы Young Generation состоялась в Швеции в 1994 году при непосредственной поддержке концерна ABB Atom. Делегаты во многом отличались друг от друга, за исключением одного — возраста. Здесь были инженеры, экономисты и многие другие. Темы лекций также широко варьировались, и полный курс в итоге удовлетворил всех: от физиков до юристов.
В сентябре 1994 года ENS провело европейскую ядерную конференцию и выставку в Лионе под девизом: “Диалог с молодым поколением отрасли”.
С 1994 года члены шведской программы участвуют в различных семинарах, конференциях и выставках, посвященных атомной тематике. Программа Young Generation в Швеции построена следующим образом:
Для того чтобы эффективно использовать шведский опыт, ENS инициировало новую программу ENS Young Generation Network.
Основные цели этой программы:
Программа поддержки молодежи в разных странах отличаются друг от друга. В некоторых странах существует программа государственной поддержки молодёжи, во многих других основными спонсорами и инициаторами программы служат коммерческие организации ядерной отрасли (эксплуатирующие организации, генерирующие компании, компании, занимающиеся производством и переработкой топлива)
Общее во всех мировых молодежных программах — цели:
Ядерная отрасль России по своей структуре отличается от мировой, да и молодёжная проблема в России стоит более остро. Кроме того, Россия имеет уникальную образовательную систему, аналоги которой тяжело найти в капиталистических странах. Поэтому при разработке программы действий необходимо, используя мировой опыт, учитывать особенности российской атомной отрасли и образования.
Для того чтобы действовать, необходимо поставить перед собой конкретные и достижимые цели, а также показать пути и механизмы их достижения. Ясно, что в одиночку эти проблемы не решить. Значит надо создавать молодежные движения или организации.
Создаваемая в МИФИ молодежная организация ставит перед собой следующие цели:
На сегодняшний день для достижения поставленных целей предлагаются следующие пути реализации:
* * *
События, произошедшие за последние полгода: