ПЕРСПЕКТИВА РЕФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АЭС

Архангельская А.И. , Фианцев В.С.

Департамент экономики концерна «Росэнергоатом»


Атомная энергетика России вносит значительный вклад в обеспечение энергоснабжения потребителей. В 1999 году выработка электроэнергии на АЭС составила 120 млрд. кВт.ч. Доля производства электроэнергии на АЭС в целом по России составляет около 15%, а по Европейской части России — 30%, достигая при этом в отдельных регионах 60%. В настоящее время средний тариф на электроэнергию АЭС на 35% ниже тарифов на электроэнергию крупных тепловых электростанций, поставляющих электроэнергию на оптовый рынок федерального уровня (ФОРЭМ). В ближайшие годы будет возрастать потребление топливно-энергетических ресурсов, что обусловлено выходом экономики России из кризиса. Наблюдаемое при этом падение объемов добычи и производства основных видов органического топлива создает реальную угрозу энергетического кризиса с тяжелыми последствиями для страны. Учитывая, что доля газа в производстве электроэнергии составляет свыше 60%, ориентироваться в долгосрочных программах развития электроэнергетики на дальнейший рост использования газа нецелесообразно по причинам энергетической безопасности. Более высокая экономичность атомных электростанций по отношению к тепловым электростанциям на мазуте и угле создает предпосылки для приоритетного развития атомной энергетики. Однако сложившаяся в результате проведенных рыночных преобразований ситуация представляется неудовлетворительной как в отношении развития, так и текущей деятельности АЭС.

Организационно-экономические и технологические аспекты электроснабжения потребителей и роль атомных электростанций.

Электрическая энергия передается от производителей (генерирующих источников) к потребителям через присоединенную сеть, связывающую их между собой. В результате рыночных преобразований все генерирующие источники электрической энергии и электрические сети Единой энергетической системы России (ЕЭС России) в настоящее время принадлежат различным собственникам. Система электроснабжения потребителей, физически базирующаяся на едином непрерывном процессе производства, передачи, распределения и потребления электроэнергии, в организационно-экономическом аспекте представляет собой мозаичную картину. В процессах электроснабжения потребителей принимают участие:

Российское акционерное общество «ЕЭС России», которому на правах собственности принадлежат системообразующие сети ЕЭС России напряжением 330 кВ и выше, а также контрольные пакеты акций АО-энерго и крупных тепловых электростанций мощностью свыше 1000 МВт, 25 крупных тепловых электростанций, являющихся дочерними предприятиями или филиалами РАО «ЕЭС России», которые по схеме выдачи мощности передают производимую ими электроэнергию потребителям через присоединенные сети РАО ЕЭС России, АО-энерго и промышленных предприятий, 7 атомных электростанций, имущество которых является федеральной собственностью и передано на правах полного хозяйственного ведения концерну «Росэнергоатом».

Производимая на атомных электростанциях электроэнергия по схеме выдачи мощности передается потребителям через присоединенные сети РАО ЕЭС России, АО-энерго и промышленных предприятий. Свыше 70 АО-энерго — дочерние предприятия РАО ЕЭС России, которые являются вертикально интегрированными региональными компаниями, обладающими на правах собственности генерирующими источниками средней мощности (теплоэлектроцентрали и гидроэлектростанции) и электрическими сетями напряжением 220 кВ и ниже. По сетям 220-380 кВ, принадлежащим АО-энерго и промышленным предприятиям, производится передача электроэнергии непосредственно конечным потребителям для их собственных нужд и другим энергоснабжающим организациям, имеющим на правах собственности в своем составе электрические сети с целью ее последующей передачи конечным потребителям, в том числе потребителям коммунально-бытового сектора и населению.

Таким образом электроэнергия передается потребителям через присоединенную сеть от крупных тепловых электростанций, атомных электростанций и генерирующих источников АО-энерго, а также от электростанций, принадлежащих другим собственникам (потребителям, муниципальным предприятиям и другим). В свою очередь потребитель может получать электроэнергию из сетей различного напряжения и от производителей различных собственников, в том числе от АЭС

Действующая модель федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) (ФОРЭМ).

В состав субъектов ФОРЭМ входят: РАО «ЕЭС России», концерн «Росэнергоатом», АО «ЦДУ ЕЭС России»; электростанции и другие  производители энергии; АО-энерго и другие энергоснабжающие организации; отдельные крупные потребители электроэнергии.

Организатором ФОРЭМ является РАО «ЕЭС России», которое выполняет следующие роли и функции:

Государственный концерн «Росэнергоатом» является эксплуатирующей организацией и организатором участия АЭС концерна «Росэнергоатом» в работе ФОРЭМ. Концерн «Росэнергоатом» выполняет следующие функции на ФОРЭМ:

Функции технологического оператора ФОРЭМ возложены на ОАО «ЦДУ ЕЭС России», которое обеспечивает централизованное оперативно-технологическое управление «ЕЭС России» по условиям надежности, устойчивости и оптимальных режимов работы всех субъектов диспетчерского управления, а также управление параллельной работой технологических систем «ЕЭС России» и расчеты режимов «ЕЭС России» для долгосрочного и краткосрочного планирования работы ФОРЭМ.

Роль коммерческого оператора ФОРЭМ выполняет Департамент РАО «ЕЭС России», который обеспечивает формирование стоимостных балансов предложения и спроса на электроэнергию на (с) ФОРЭМ, планирование финансовых потоков, разработку договорных схем и контроль выполнения обязательств по заключенным договорам.

Поставщиками-продавцами электрической энергии и мощности на ФОРЭМ являются производители электроэнергии, к которым относятся крупные тепловые и гидравлические электростанции, атомные электростанции и избыточные АО-энерго. Покупателями электрической энергии и мощности с ФОРЭМ являются дефицитные АО-энерго и крупные энергоемкие конечные потребители-субъекты ФОРЭМ.

Между субъектами ФОРЭМ заключаются договоры на поставку электроэнергии. В соответствии с данными договорами поставщик поставляет электроэнергию и мощность через сети «ЕЭС России» на ФОРЭМ; покупатель принимает электроэнергию (мощность) через сети «ЕЭС России» с ФОРЭМ и оплачивает ее стоимость непосредственно поставщику; технологический и коммерческий операторы ФОРЭМ оказывает услуги по оперативно-технологическому (диспетчерскому) управлению функционированием ФОРЭМ и по реализации договорных  отношений между субъектами ФОРЭМ.

Регулирование деятельности субъектов ФОРЭМ и тарифов на электрическую энергию и мощность осуществляет Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК). Основой для установления тарифов является централизованно планируемый баланс электрической энергии и мощности по субъектам ФОРЭМ и их нормативные затраты и прибыль. Для покупателей электроэнергии с ФОРЭМ — дефицитных АО-энерго и потребителей-субъектов ФОРЭМ устанавливается двухставочный тариф с ценовой ставкой на энергию и заявленную  мощность, отпускаемую с ФОРЭМ в часы прохождения максимума нагрузки. Покупателям предоставляется также возможность проведения расчетов за электроэнергию по трехзонному тарифу (дневному, пиковому и ночному), который утверждается ФЭК. ФЭК утверждает также размер ценовых ставок за оказываемые услуги на ФОРЭМ:

ФЭК также осуществляет по представлению региональных энергетических комиссий установление предельных размеров платы за услуги по передаче электрической энергии по сетям организаций, включенных в реестр естественных монополий и расположенных на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.

На ФОРЭМ при заключении договоров применяются тарифы, исходя из предельных тарифов, утвержденных ФЭК.

Параллельно с вышеописанной системой на ФОРЭМ действует Независимый Финансовый Оператор (НФО), который выступает в качестве субъекта ФОРЭМ и закупает электроэнергию у поставщиков ФОРЭМ для ее последующей реализации конечным потребителям. Торговля электроэнергией в этом секторе рынка осуществляется только денежными средствами и по договорным тарифам.

В соответствии с действующей моделью рынка весь объем электроэнергии, производимой АЭС и крупными тепловыми электростанциями считается поставкой на ФОРЭМ и замыкается на дефицитные АО-энерго, которые выступают в качестве покупателей этой электроэнергии. Объем продаж электроэнергии потребителям-субъектам ФОРЭМ составляет менее 1% объема продаж с ФОРЭМ. Объем продаж с участием НФО ничтожно мал даже по сравнению с продажами электроэнергии потребителям-субъектам ФОРЭМ. В свою очередь дефицитные АО-энерго выступают перед конечными потребителями своей зоны обслуживания в качестве продавцов полученной с ФОРЭМ электроэнергии. Таким образом АО-энерго выступает в качестве координатора распределения средств среди остальных субъектов рынка.

На рынке электроэнергии в настоящее время сложилась критическая ситуация, обусловленная неплатежами за электроэнергию со стороны АО-энерго, когда поступающие от потребителей даже в ограниченном объеме денежные средства не доходят до АЭС, поставляющих потребителям наиболее дешевую электроэнергию. АЭС получают за поставки электроэнергии денежных средств в 2 раза меньше, чем АО-энерго, которые в данном случае выступают в роли перепродавцов электроэнергии АЭС. В соответствии с действующей моделью рынка потребители прикрепляются только к одному типу энергоснабжающей организации, а именно АО-энерго, которая по принадлежащим ей сетям поставляет потребителям энергию от разных производителей, как принадлежащих АО-энерго на правах собственности, так и независимых. Таким образом, независимый производитель энергии лишается возможности осуществлять продажу энергии потребителю, что порождает закрытую для конкуренции региональную область энергоснабжения потребителя (территория, на которой находятся электрические сети АО-энерго) и закрепляет монопольное право АО-энерго на производство, передачу, распределение и торговлю электроэнергией в этой зоне рынка. Сложившаяся практика противоречит требованиям Закона Российской Федерации «О естественных монополиях», так как к сферам регулируемой деятельности относятся только услуги по передаче электрической и тепловой энергии. Право торговли электроэнергией не относится к сфере монопольной деятельности. Существующая схема расчетов в рамках действующего законодательства и модели рынка электроэнергии позволяет АО-энерго использовать свое монопольное положение в сфере торговли электроэнергией для извлечения собственной выгоды в ущерб другим партнерам, участвующим в едином процессе поставки электроэнергии от производителей к потребителям. Результатом дискриминационных условий торговли электроэнергией АЭС из-за отсутствия необходимых средств  становится снижение уровня надежности и безопасности эксплуатации АЭС.

РАО «ЕЭС России» при оказании услуг по передаче электрической энергии по принадлежащим компании системообразующим сетям ЕЭС России взимает абонентную плату, в которой отсутствует четкое разделение затрат по сферам деятельности — производству и передаче электроэнергии, что также противоречит требованиям Закона Российской Федерации «О естественных монополиях». Выполнение роли организатора ФОРЭМ в части заключения договоров на поставку электроэнергии, формировании стоимостных балансов и организации проведения платежей между субъектами рынка создает для РАО «ЕЭС России» благоприятные условия для защиты собственных коммерческих интересов, а также интересов дочерних и зависимых предприятий в ущерб другим субъектам рынка.

Действующая практика заключения годовых договоров на поставку электроэнергии не обеспечивает механизмы согласования стратегических интересов партнеров в торговле электроэнергией и создает область высокой неопределенности и риска как по перспективным объемам поставок электроэнергии, так и по их надежности. Это связано с отсутствием четких производственных и коммерческих связей организаций-участников поставки электроэнергии, базирующихся на технологических схемах поставок, в основу которых должны быть положены физические потоки электроэнергии и определяющих конкретный состав производителей, электросетевых организаций и потребителей. Отсюда появляются высокие риски для инвесторов, потребителей и производителей электроэнергии, а также электросетевых организаций при проведении мер по модернизации и развитию объектов ЕЭС России. В результате снижается эффективность и надежность работы ЕЭС России, отсутствуют возможности простого и расширенного воспроизводства генерирующих мощностей и пропускной способности сетей.

Попытка реформирования электроэнергетики и создания конкурентного рынка электроэнергии была предпринята в 1997 году, когда был выпущен Указ Президента Российской Федерации № 426 «Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий». Этим Указом предусматривалось создание конкурентного оптового рынка электроэнергии, в том числе: переход к конкуренции электростанций на рынке электроэнергии по полным затратам, расширение состава крупных потребителей, покупающих электроэнергию на оптовом рынке, прекращения регулирования цен на электроэнергию, проведение реструктуризации РАО «ЕЭС России» с созданием электросетевой компании, формирование независимых генерирующих энергетических компаний, способных конкурировать на рынке электроэнергии.

Опыт зарубежных стран по реформированию рынка электроэнергии.

Меры по реформированию рынка электроэнергии направлены на исключение злоупотреблений монополий своим господствующим положением на рынке и повышение эффективности функционирования электроэнергетики и электроснабжения потребителей. Опыт проводимых реформ и концепции формирования конкурентных рынков электроэнергии определяют обязательность разделения областей деятельности по электроснабжению потребителей на конкурентные области и области естественной монополии. К потенциально конкурентным областям относятся: производство электроэнергии, торговля электроэнергией распределительным предприятиям или крупным конечным потребителям на уровне высокого напряжения, торговля электроэнергией мелким конечным потребителям на уровне среднего и низкого напряжения. Учет, расчеты и проведение платежей могут быть отделены от торговли и организованы на конкурентной основе.

Остающиеся монопольные области представляются следующим составом:

Эффект конкуренции определяется глубиной разделения функций в конкурентных и монополистических областях. Этот спектр простирается от раздельного учета и организации управления передачей и распределением  электроэнергии по сетям самостоятельными предприятиями до раздела собственности по производственной, сетевой и торговой деятельности. В результате в рамках проводимых реформ устраняются барьеры для доступа на рынок потребителей и формируются на законодательной основе правила организации работы рынка по модели, гарантирующей добросовестную конкуренцию. При этом открытый, свободный от дискриминации доступ к сети — существенный элемент обеспечения конкуренции.

Направления реформирования оптового рынка электроэнергии в России

В качестве перспективной принципиальной модели конкурентного рынка электроэнергии предлагается модель пула с добровольным участием. Это означает, что производителям и потребителям, а также другим покупателям электроэнергии предоставляется возможность заключения краткосрочных договоров физического и финансового характера с участием электросетевых организаций и независимого коммерческого оператора, а также долгосрочных договоров на прямые физические поставки электроэнергии на базе двусторонних сделок между производителем и потребителем (покупателем) с привлечением электросетевых организаций для оказания услуг по передаче электроэнергии.

Такая модель рынка электроэнергии обеспечивает:

При организации оптовой торговли электроэнергией на конкурентной основе все сферы технологической и комерческой деятельности по купле-продаже электроэнерии и электроснабжению потребителей по критерию целесообразности введения конкуренции разделяются следующим образом:

Основными субъектами деятельности по этим сферам на рынке являются:

Сделки долгосрочного и краткосрочного характера на продажу электроэнергии от производителя, в том числе от АЭС должны позволять возложить исполнение обязательств на конкретных субьектов хозяйствования, которые правомочны владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом и производимой электроэнергией. Относительно АЭС такими правами собственника по отношению к электроэнергии, производимой на АЭС, в полной мере должна обладать создаваемая Генерирующая компания по производству электрической и тепловой энергии на атомных электростанциях (ГК АЭС) — концерн «Росэнергоатом». На ГК АЭС, как эксплуатирующую организацию, в соответствии с Федеральным законом «Об использовании атомной энергии» возлагается вся полнота ответственности за безопасность закрепленных за ним ядерных установок на всех стадиях их жизненного цикла, радиационных источников и пунктов хранения, а также за надлежащее обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами. За ГК АЭС на праве хозяйственного ведения закрепляется федеральная собственность — имущество предприятий и организаций атомной энергетики. Атомные электростанции представляют собой структурные подразделения Генерирующей компании. Выполнение роли Генерирующей компании позволит обеспечить централизацию и концентрацию собственных и заемных средств на приоритетных объектах и направлениях технического и производственного развития атомной энергетики, что будет способствовать их рациональному использованию.

Для создания системы надежных поставок электроэнергии и оптовой торговли в текущем периоде, а также на ближнюю и дальнюю перспективу ГК АЭС формирует механизм, обеспечивающий функционирование и развитие АЭС, а также коммерчески эффективную деятельность компании за счет торговли электроэнергией АЭС. Для этого следует обеспечить положительное сальдо потока денежных средств по результатам деятельности ГК АЭС за определенный период времени. В связи с этим на ГК АЭС возлагается задача по созданию устойчивой структуры долгосрочных и краткосрочных коммерческих взаимоотношений с субьектами рынка. Электроэнергия АЭС может продаваться на двух уровнях конкурентного оптового рынка:

В долгосрочных и краткосрочных сделках на поставку электроэнергии принимают участие электросетевые организации, выполняющие роль независимых операторов сети и осуществляющие транспорт электроэнергии производителей на недискриминационной основе с необходимым уровнем надежности и качества поставляемой электроэнергии. Электросетевыми организациями на оптовом рынке электроэнергии выступают: РАО «ЕЭС России» и его подразделения, обеспечивающие экплуатацию и развитие системообразующей сети ЕЭС России, АО-энерго и его подразделения, обеспечивающие эксплуатацию и развитие системообразующих и распределительных сетей региональных энергосистем, другие собственники системообразующих сетей ЕЭС России и региональных энергосистем, а также распределительных сетей региональных энергосистем.

Для обеспечения выполнения этими организациями роли независимых операторов сети необходимо:

Организационно-экономический механизм недискриминационого доступа к сетям

В основе поставки электроэнергии от любого производителя электроэнергии, в том числе АЭС, к потребителям лежит технологическая схема поставки, которая характеризуется совокупностью технологических элементов, обеспечивающих непрерывный процесс производства электроэнергии на электростанциях, передачи этой электроэнергии по сетям и потребление электроэнергии потребителями. При этом модель торговли электроэнергией должна обеспечить доступ на рынок производителей электроэнергии с наименьшими затратами, что возможно только при условии недискриминационного доступа к сети РАО ЕЭС России и АО-энерго всех проиэводителей, как принадлежащих РАО ЕЭС России и АО-энерго на правах собственности, так и независимых производителей, не имеющих собственных сетей. В такой постановке задачи речь идет о том, в каких объемах действующие сети, принадлежащие различным собственникам, в состоянии обеспечить доступ потребителей (покупателей) к источникам электроэнергии с наиболее низкой ценой. Это будет способствовать решению задачи системной оптимизации затрат на электроснабжение потребителей.

Для обеспечения недискриминационного доступа к сетям предлагается следующая принципиальная схема организации поставок электроэнергии покупателям — АО-энерго, торговцам или конечным потребителям:

Недискриминационный доступ к сети РАО «ЕЭС России» при отсутствии существенных ограничений по пропускной способности сети в энергозоне осуществляется по схеме пула. Это означает, что все производители электроэнергии, присоединенные к сложно замкнутой сети со многими пунктами питания и приема энергии в данной зоне поставляют электроэнергию в сети зоны, а все покупатели, присоединенные к сети в данной зоне, получают электроэнергию из сетей зоны. Ценовые ставки на услуги по передаче электроэнергии в такой зоне рынка устанавливаются на передаваемую мощность и энергию без учета дальности передачи. При необходимости эти ставки могут дифференцироваться также по уровням напряжения. При формировании ценовой ставки на услуги по передаче электроэнергии по системообразующим сетям «ЕЭС России» общая сумма постоянных и переменных затрат на эксплуатацию и развитие системообразующих сетей в энергозоне рынка распределяется соответственно в равной степени на общий объем покупки мощности (максимальное значение) и электроэнергии в нормальных режимах эксплуатации. Общая сумма платежей конкретного покупателя определяется в зависимости от величины ценовых ставок на мощность и энергию и величины максимально потребляемой мощности и объема потребляемой электроэнергии. Приоритетный доступ к сети получают производители различных собственников, непосредственно присоединенные к сети и предложившие для удовлетворения спроса покупателей, присоединенных к этой сети, наименьшую цену.

Недискриминационный доступ к сети РАО «ЕЭС России» при наличии ограничений по пропускной способности сети в зоне рынка осуществляется по схеме пропуска электроэнергии через сети. Это означает, что производитель электроэнергии какого-либо собственника поставляет электроэнергию из точки А сети по линии передачи в точку Б сети, где ее принимает в свои сети покупатель. Ценовые ставки на услуги по передаче электроэнергии в такой зоне рынка устанавливаются на мощность и энергию с учетом дальности передачи и уровня напряжения сети. При этом общая сумма постоянных и переменных затрат на эксплуатацию и развитие системообразующих сетей в данной зоне распределяется, исходя из схемы поставки и условий ограничения пропускной способности сети и делится на части по локальным зонам обслуживания. Все затраты на услуги по передаче электроэнергии по сетям локальной зоны обслуживания относятся на потребителей, присоединенных к сетям этой локальной зоны. Приоритетный доступ к сети получают производители, непосредственно присоединенные к сети и предложившие для удовлетворения спроса покупателей наименьшую цену, которая с учетом ценовой ставки на услуги по передаче электроэнергии, будет наименьшей  из всех возможных конкурирующих предложений поставок электроэнергии от других производителей различных собственников, имеющих возможность поставки электроэнергии в эту локальную зону на условиях недискриминационного доступа к сети по схеме пропуска энергии через сети.

Недискриминационный доступ к сети АО-энерго при отсутствии ограничений по пропускной способности сети осуществляется по схеме пула и в соответствии с принципиальной схемой по аналогии  с сетями РАО «ЕЭС России», описанной выше. Приоритетный доступ к сети получают производители различных собственников, непосредственно присоединенные к сети АО-энерго и предложившие для удовлетворения спроса покупателей, присоединенных к этой сети, наименьшую цену. Приоритетный доступ к сети АО-энерго получают также производители различных собственников, поставляющие электроэнергию в сети АО-энерго через сети РАО «ЕЭС России» в том случае, если совокупная цена (стоимость электроэнергии производителя + стоимость передачи электроэнергии по сетям РАО «ЕЭС России») в точке присоединения к сетям АО-энерго является наименьшей из предложенных для удовлетворения спроса покупателей, присоединенных к сети АО-энерго.

Недискриминационный доступ к сети АО-энерго при наличии ограничений по пропускной способности сети осуществляется по схеме пропуска электроэнергии через сети. Ценовые ставки на услуги по передаче электроэнергии по сетям АО-энерго, где имеются существенные ограничения по пропускной способности сети, могут дифференцироваться по уровням напряжения и устанавливаются по зонам обслуживания в зависимости от дальности передачи и передаваемой мощности и энергии. Различаются локальные и конкурентные зоны обслуживания. Под локальной зоной обслуживания понимается часть сети АО-энерго, в которой поставка электроэнергии от независимых производителей (не принадлежащих АО-энерго) невозможна из-за наличия ограничений по пропускной способности сети. Под конкурентной зоной обслуживания понимается часть сети АО-энерго, в которой поставка электроэнергии может осуществляться на альтернативной основе от производителей АО-энерго и независимых производителей, так как в этой части сети отсутствуют ограничения по пропускной способности сети. Общая сумма постоянных и переменных затрат на эксплуатацию и развитие системообразующих и распределительных сетей АО-энерго распределяется по локальным и конкурентным зонам обслуживания.

Все затраты по локальным зонам обслуживания относятся на покупателей этой зоны, получающих электроэнергию по сетям АО-энерго от собственных производителей АО-энерго. Ценовые ставки на услуги по передаче электроэнергии по сетям АО-энерго в локальных зонах обслуживания устанавливаются на передаваемую мощность и энергию с учетом дальности передачи энергии от собственных производителей электроэнергии.

Все затраты по конкурентным зонам обслуживания распределяются на покупателей этой зоны, получающих электроэнергию от независимых и собственных производителей АО-энерго. Ценовые ставки на услуги по передаче электроэнергии по сетям АО-энерго в конкурентных зонах обслуживания устанавливаются на передаваемую мощность и энергию с учетом дальности передачи. Эти ценовые ставки действуют в одинаковой мере для собственных и независимых производителей электроэнергии. Приоритетный доступ к сети в конкурентной зоне обслуживания получают производители, непосредственно присоединенные к сети и предложившие для удовлетворения спроса покупателей наименьшую цену, которая с учетом ценовой ставки на услуги по передаче электроэнергии, будет наименьшей из всех возможных конкурирующих предложений поставок электроэнергии от других производителей различных собственников.

Практические меры по реформированию рынка электроэнергии и обеспечению недискриминационного доступа к сети

Для организации торговли электроэнергией АЭС и других производителей на конкурентной основе потребуется вести работу по следующим направлениям:

В качестве первоочередных мер по реформированию рынка планируется выпуск изменений и дополнений к проекту Постановления Правительства РФ от 12 июля 1996 г. N 793 с целью утверждения «Основных принципов функционирования и развития федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности)» и разработка и утверждение Правил работы федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности). Эти акты базируются на «Основных положениях функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности в Российской Федерации», которые представляют собой достигнутую договоренность между руководством ФЭК, РАО «ЕЭС России» и концерном «Росэнергоатом» по реформированию рынка электроэнергии. В соответствии с этими положениями предусматриваются следующие принципиальные изменения по торговле электроэнергией на ФОРЭМ.

Торговля электрической энергией (мощностью) на ФОРЭМ осуществляется в четырёх секторах оптовой торговли:

Оператор торговой системы ФОРЭМ учреждается на взаимосогласованных условиях РАО «ЕЭС России» и концерном «Росэнергоатом» в форме закрытого акционерного общества. Его основные функции — формирование схемы заключения договоров и проведения финансовых расчетов за поставки электроэнергии на недискриминационной основе.

Для обеспечения однозначного понимания норм Гражданского кодекса РФ и либерализации торговли электроэнергией АЭС изменение действующего законодательства должно предусматривать:

Построение новой системы взаимоотношений на рынке электроэнергии потребует регионального деления оптового рынка по тарифным зонам, характеризующим и отражающим стоимость электроэнергии с учетом ее реальной физической поставки от производителей при существующей пропускной способности сетей. Это позволит субъектам хозяйствования и рынка получить рыночные ориентиры для принятия мер по оптимизации размещения генерирующих мощностей и согласованного с этим развития пропускной способности сетей. Потребуется разработка нового Закона Российской Федерации с предварительным названием «Об электроснабжении и регулировании деятельности субъектов рынка при торговле электроэнергией на конкурентной основе» вместо закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», нормы которого устарели и не отвечают современным требованиям по реформированию рынка электроэнергии.

Построение новой системы взаимоотношений на рынке электроэнергии в опытно-экспериментальном режиме в какой-либо зоне рынка может быть обеспечено также в рамках действующего законодательства решением губернаторов областей, которые входят в данную зону за счет принятия решений о:

При этом всем производителям, в том числе АЭС, должно быть предоставлено право заключать долгосрочные договоры с потребителями на основе прямых двусторонних сделок купли-продажи электроэнергии и краткосрочные договоры на поставку электроэнергии с участием оператора торговой системы без ограничения объема поставок по этим секторам рынка и с привлечением электросетевых организаций для оказания услуг по передаче электроэнергии.

Выводы

Предложенную модель конкурентного рынка следует рассматривать в качестве средства, обеспечивающего создание условий и стимулов для удовлетворения спроса потребителей на электрическую энергию и мощность с минимальными затратами за счет: