КОНЦЕПЦИЯ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА РАДИАЦИОННО-НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Романов Е.В.

ОТИ МИФИ, г. Озерск


Широкий контакт больших групп людей с источниками излучения при отсутствии необходимой компетентной (своевременной) информации и заблаговременной психологической подготовки и культуры в адекватном восприятии риска этого контакта людьми породили значительную психологическую напряженность в обществе.

Наличие повышенной эмоциональной тревожности населения, проживающего на территориях радиоактивного загрязнения, выявлено в ходе исследований В.И. Павловой, Н.В. Мамылиной, О.А. Афанасьевым. (1994) Особенно повышен этот показатель у детей. Исследователи также связывают более низкий уровень тревожности жителей г. Касли с лучшей осведомленностью в вопросах радиационной обстановки.

Врачами отмечено две губительные крайности – радиационная бравада и радиофобия, которой до Чернобыля нигде в мире не было, даже после Хиросимы и Нагасаки. По мнению многих авторов, радиофобия является продуктом политики и некомпетентных средств массовой информации и страхом, находящимся на одном из первых мест среди массовых панических фобий. [Дощенко В.Н.,1991]

Для выяснения информированности учащихся по вопросам влияния радиации на растительные и животные организмы в 1997-1998 учебном году был проведен опрос в школах г. Челябинска. Было выявлено, что:

Большинство участников опроса (86%) изъявили желание изучать вопросы, связанные с действием радиации на биологические объекты. [Латюшин В.В., Шибкова Д.З., Серикова В.И.,1998]

Наряду с проявлениями радиофобии у населения загрязненных территорий встречается противоположная крайность – полное игнорирование элементарных мер безопасности, даже на фоне хорошей информированности. Так, например, в областной и городской периодической печати неоднократно освещались случаи незаконного отлова рыбы из загрязненных водоемов и торговли ей в городах области.

На основе анкетирования семей, проживающих на загрязненных радионуклидами территориях, исследователями выявлен низкий уровень санитарной грамотности и санитарной культуры населения в отношении влияния радиации на организм человека, что определяет их поведение в быту. Так, 93,2% опрошенных собирают грибы, ягоды, ловят рыбу по месту жительства, 92,3% купаются в местных водоемах, в том числе, в реке Теча. 89% загорают и только 9% предпринимают какие-либо меры, чтобы избежать воздействия радиации на организм ребенка. За пределы области во время отпусков и каникул семьи практически не выезжают. [ Волосников Д.К.., 1998]

Таким образом, наметилась тенденция неадекватного восприятия неблагоприятной радиационной обстановки и влияния радиации на организм человека. Выход из создавшейся ситуации мы видим в создании на радиационно-неблагополучных территориях особого образовательного направления радиоэкологического просвещения в рамках общего и профессионального образования.

Целью работы педагогов в этом направлении должно стать формирование у учащихся:

Для успешной образовательной деятельности по вопросам радиоэкологического просвещения необходимо создание учебно-методического комплекса:

  1. Определение состава содержания учебного материала в рамках учебных предметов(биологии, физики, химии, географии, ОБЖ) в соответствии с особенностями местной экологической обстановки, возрастными особенностями детей и педагогическими возможностями.

  2. Разработка общих методик и частнометодических приемов, обеспечивающих усвоение учащимися определенного содержания, определение форм организации обучения на уроках и во внеурочной работе.

  3. Создание учебно-методической базы в виде программ, методических рекомендаций, учебных пособий, сборников заданий и практикумов по радиационной безопасности.

  4. Организация учебного процесса: подготовка педагогов, определение учебного времени за счет регионального компонента, осуществления мониторинга и коррекции качества обучения.

Для создания учебно-методического комплекса по вопросам радиационной безопасности в рамках регионального компонента в области, и в частности, в г. Озерске, к настоящему моменту сложились следующие условия:

Несмотря на многие удачные попытки подойти к решению вопроса радиоэкологического просвещения, эта работа носит пока бессистемный, спонтанный характер. Для успешного решения этого вопроса необходима консолидация усилий педагогов, специалистов в области радиобиологии, руководителей структур образования.