ПРОЦЕСС РЕФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ОПТОВОГО РЫНКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ И МОЩНОСТИ И РОЛЬ АТОМНЫХ СТАНЦИЙ В РАБОТЕ РЫНКА

Зубкова Е.В.

ГУУ им. С. Орджоникидзе, г. Москва


Атомная энергетика — отрасль электроэнергетики, имеющая ряд особенностей по сравнению с традиционной энергетикой. В Российской Федерации эксплуатируется 9 атомных электростанций, суммарная установленная мощность которых составляет 21 млн. кВт.

Особенность роли предприятий атомной энергетики и актуальность проблем реформирования Федерального оптового рынка электроэнергии и мощности (ФОРЭМ) для атомных станций определяется тем, что все атомные станции, в отличие от традиционных электростанций, выведены на ФОРЭМ и продают электроэнергию и мощность только через оптовый рынок.

Формирование тарифов в электроэнергетике РФ производится по затратному принципу, таким образом необходима их корректировка в целях обеспечения тарифообразования, способствующего развитию конкуренцию и снижению затрат.

Оператор рынка ЦДУ является дочерним предприятием РАО «ЕЭС России», что определяет зависимость ЦДУ от РАО и приоритетность интересов РАО «ЕЭС России» при выполнении ЦДУ функций технологического и коммерческого оператора ФОРЭМ, в том числе формирования схем платежей и осуществления расчетов с поставщиками электроэнергии.

Так как невозможно отследить потоки электрической энергии между конкретными производителями и потребителями, электроэнергия на ФОРЭМ обезличивается и отпускается всем потребителям по единому транспортному тарифу, который оформлен в виде абонентской платы РАО «ЕЭС России» по организации функционирования и развитию ЕЭС России, однако, в его состав включаются затраты, не связанные с передачей электроэнергии.

В процессе применения на ФОРЭМ четырехсторонних договоров возник ряд противоречий, основное из которых заключалось в непрозрачности и отсутствии единых правил осуществления неплатежей и расчетов на ФОРЭМ, которым должен следовать Оператор оптового рынка. Участники оптового рынка не могут контролировать правильность расчетов, к тому же обострился кризис неплатежей, что привело к нехватке оборотных средств электростанций, поставщиков электроэнергии и мощности на ФОРЭМ, на обеспечение безопасности, оплату топлива и прочие затраты в необходимых размерах.

Принятие постановления Правительства от 6 июля 1998 года № 700 «О введении раздельного учета затрат по регулируемым видам деятельности в электроэнергетике» создает основу для формирования механизма прозрачного и обоснованного определения тарифов. Оно регламентирует введение раздельного учета состава затрат объема выпускаемой продукции (услуг) в натурально-стоимостном выражении по следующим видам деятельности: производство электроэнергии (мощности); производство тепловой энергии; услуги по передаче электроэнергии; услуги по передаче тепловой энергии. Таким образом постановление создает базу для формирования транспортного тарифа в пределах РАО «ЕЭС России» с исключением из него несвойственных затрат.

В июле 1997 года было создано Закрытое акционерное общество «Независимый финансовый оператор» (ЗАО НФО). Основной целью ЗАО НФО является организация финансового обеспечения деятельности по энергоснабжению потребителей, обеспечение своевременных расчетов денежными средствами с потребителями и производителями электроэнергии, а также по абонентной плате с РАО «ЕЭС России» и АО-Энерго. Согласно данному договору, Покупатель обязуется оплатить поставку электроэнергии (мощности) 100% денежными средствами. Организации, заключившие данный договор, имеют право для взаиморасчетов применять пониженные (по сравнению с утвержденными ФЭК России) тарифы. Поставщики электроэнергии и мощности на ФОРЭМ получили возможность получать платежи денежными и приравненными к ним средствами, хотя снижение тарифов и ведет к уменьшению суммарного поступления средств от ликвидных потребителей.

В Основных положениях в значительной степени пересмотрены основополагающие принципы организации работы федерального оптового рынка электроэнергии. В первую очередь, это касается состава субъектов ФОРЭМ, разделения технологического и коммерческого операторов, ценообразования на ФОРЭМ, системы договорных отношений и схемы платежей, управления и контроль ФОРЭМ. Также на ФОРЭМ выделяются участники ФОРЭМ и субъекты, предоставляющие услуги на ФОРЭМ.

При разработке порядка определения плановых объемов производства для регулирования тарифов на федеральном оптовом рынке электрической энергии и мощности, основными положения предусмотрен принципиально новый подход, согласно которому будут определяться наименее эффективные электростанции или отдельные генерирующие блоки, для которых должны быть разработаны соответствующие программы (бизнес-планы) мероприятий по консервации, демонтажу, техперевооружению этого оборудования.

До проведения реструктуризации электроэнергетики, ставящей целью создание нескольких конкурирующих независимых генерирующих компаний, ФЭК России устанавливает индивидуальные предельные цены на электроэнергию всех ТЭС — субъектов ФОРЭМ, участвующих в конкуренции по топливной составляющей. С целью создания суточного оптового рынка электроэнергии создаются условия для конкуренции между ТЭС по топливной составляющей их затрат, для чего устанавливаются маржинальные цены на электроэнергию, различающиеся по часам суток (или по зонам графика нагрузки). ТЭС подают системному оператору ФОРЭМ ценовые заявки на участие в конкурентном отборе производителей электроэнергии (не выше предельной цены, установленной ФЭК России). На основе этих заявок на каждый час устанавливаются маржинальные цены на электроэнергию, равные ценовому предложению замыкающей (последней из участвующих в конкуренции загруженной) ТЭС в соответствующей тарифной зоне. Неэкономичные ТЭС, а также ГЭС и АЭС не участвуют в конкуренции.

В «Основных положениях» предусмотрена организация четырех секторов оптового рынка, в том числе – обязательных поставок, свободных поставок и балансирующих поставок и (в будущем) биржевой торговли.

По результатам анализа проекта Основных положений и Правил работы ФОРЭМ можно сделать следующие выводы: после принятия проекта возможно уменьшение степени монополизма РАО «ЕЭС России» через создание Оператора торговой системы и органа управления ФОРЭМ, представляющего в перспективе интересы всех субъектов рынка; введение раздельного учета затрат по видам деятельности, в том числе, исключения из состава абонентной платы РАО «ЕЭС России» несвойственных для электроэнергетики затрат; организация конкуренции производителей электроэнергии по топливной составляющей на ФОРЭМ (на балансирующем рынке); отбор поставщиков по экономическим критериям.