АТОМНЫЕ И ДИЗЕЛЬНЫЕ ПЛАВАЮЩИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ. СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Порохина Е.В.

ГУУ им. С. Орджоникидзе, г. Москва.


В докладе сформулирована проблема: отсутствие современной федеральной концепции обеспечения энергией северных и труднодоступных районов России. Эта проблема может быть решена с помощью плавающих энергетических установок.

Хозяйственная деятельность требует привлечения новых ресурсов. Однако богатейшие запасы полезных ископаемых часто расположены на территориях, отличающихся слабой промышленной и хозяйственной освоенностью, удалённостью от водных транспортных магистралей круглогодичного действия и от железных дорог. К таким регионам можно отнести Дальний Восток и Крайний Север России, районы Юго-Восточной Азии. Здесь оптимальным становится использование мобильных плавающих электрических станций. Вторым фактором, стимулирующим развитие мобильных плавающих энергоустановок, является имеющий место уже сейчас дефицит пресной воды в ряде регионов мира. По данным международных организаций более чем в 50 странах мира наступило критическое состояние с обеспечением пресной водой.

Целью данной работы является сравнение технико-экономических характеристик и условий использования мобильных плавучих промышленно-значимых энергетических установок и формулирование предложений по обеспечению энергией северных и труднодоступных районов.

Атомная теплоэлектростанция (АТЭС) на базе ПАЭБ с реакторными установками (РУ) типа КЛТ-40С предназначена для выработки и выдачи потребителям тепла и электроэнергии. ПАЭБ может быть использована для одновременного производства электроэнергии и опреснения воды суммарной производительностью по питьевой воде 240 тыс. м3/сутки.

При наличии дешёвого органического топлива в рассматриваемых районах для получения электроэнергии может быть использована ПДЭС. На ПДЭС установлены шесть дизелей типа 16V38 фирмы WARTSILA VASA (Финляндия).  Максимальная энергетическая мощность источников ПДЭС – 58 МВт.

Российская промышленность в настоящий момент готова производить плавающие установки обеих типов и предложить различные варианты совместного их использования с внутренним и зарубежным заказчиком.

Реализация проекта ПАЭБ может осуществляться по схеме BOO (Build – Own – Operate; Строить – Владеть – Эксплуатировать), которая предусматривает, что объект сооружается владельцем проекта за счёт собственных средств и эксплуатируется собственными силами; все операции по перегрузке ядерного топлива, обращению с отходами и утилизации объекта по окончанию срока службы выполняются владельцем самостоятельно. С потребителем энергии подписывается долгосрочный контракт на продажу энергии по определенному тарифу. Ожидаемая отпускная цена — 10-15 центов/кВт·ч. За рубежом российскому проекту атомного плавучего комплекса аналогов нет.

Российский проект ПДЭС имеет важное конкурентное преимущество — при цене топлива в пределах 120-140 $/т минимальный отпускной тариф составит 4,5-4,9 центов/кВт·ч. Цена электроэнергии подобного японского проекта составляет 5,32 цента/кВт·ч.

В работе даются предложения по рациональному использованию ПАЭБ и ПДЭС. Оптимально использовать ПАЭБ в речных и прибрежных морских акваториях Охотского, Берингова, Чукотского и Восточно-Сибирского морей вплоть до бассейна реки Лены, а также островов Океании и Юго-Восточной Азии. К западу от Лены и до Урала, а также на континентальном побережье Юго-Восточной Азии преимущество получают ПДЭС благодаря наличию обширных месторождений газа.

Таким образом, описанные выше преимущества проектов российских ПДЭС и новых, ядерных, источников тепловой, электрической энергии и опресненной воды ПАЭБ дают российским плавучим станциям реальный шанс выйти на мировой рынок малой энергетики.