КОМАНДНАЯ СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ИГРА КАК ПРАКТИКУМ СЦЕНАРНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

Погребняк Е. В.

Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва


В начале 2000 г. Отделение экономики РАН, Российский торгово-финансовый союз (РТФС), Национальный общественно-научный фонд, Институт экономических стратегий (ИНЭС) при поддержке генерального информационного спонсора – газеты «Известия» – провели Всероссийский молодежный конкурс научно-исследовательских работ «Пути России в XXI веке». Из более чем двухсот конкурсантов, которые представили работы раскрывающие те или иные аспекты стратегии развития нашей страны, были выбраны пятьдесят финалистов, работы которых жюри посчитало наиболее грамотными и оригинальными. Финалисты конкурса представляют Архангельск, Брянск, Владивосток, Волгоград, Кемерово, Комсомольск-на-Амуре, Краснодар, Красноярск, Майкоп, Москву и Московскую область, Нижний Новгород, Печору, Санкт-Петербург, Ставрополь, Томск, а также Белоруссию, Украину, Эстонию и Германию. Возраст финалистов - от 17 до 30 лет.

Финалисты были приглашены для участия в международной молодежной конференции «Пути России в XXI веке», которая прошла с 11 по 16 сентября 2000 г. в Звенигороде и Москве. Стержневой основой конференции была стратегическая командная самоорганизующаяся игра «Сценарии 2001-2010», проведенная под руководством экспертного коллектива Института экономических стратегий (в рамках игры – т.н. «Президентский совет»). Вводная игры включала четыре задания: разработку программы развития «Большой страны» на 2001-2010 гг., подготовку концепции бюджета на 2001 год, формирование нового Правительства «Большой страны» и партийное строительство. Эти задачи решали четыре команды финалистов: «синие», «розовые» («Возрождение»), «золотые» («Золотой век») и «зеленые». Игру освещала пресс-группа из состава финалистов.

Регламент игры представлял массу возможностей для подготовки и обсуждения программных документов, а также для планирования и проведения действий по их реализации. Свобода распространения информации внутри игрового пространства позволила участникам внести в игру новые сценарные элементы, обогатившие игру и еще больше приблизившие ее к реальности. По итогам игры были вручены командные и индивидуальные премии, присужденные на основании оценки письменных работ, презентации программных документов, работы во время игры и семинаров конференции.

По заключению экспертов ИНЭСа «Стратегическая игра показала огромный потенциал эмпирической (игровой) политологии. Возможность развернуть интеллектуальный процесс в любом направлении позволила увидеть проблемное поле в самых широких ракурсах. Поскольку идеологические штампы не довлели участникам (в соответствии с принципами проведения игры), ее стратегический контекст имел динамические границы. Приобретенный опыт позволяет утверждать, что методика стратегической игры может эффективно использоваться в интересах как государственных структур, так и промышленных корпораций, а также политических партий и общественных движений».

В будущем игра будет развиваться в следующих направлениях. С одной стороны, стратегическая игра представляет собой экономический и социально-политический практикум, который позволяет каждому участнику осуществить экспериментальную проверку своих знаний и навыков в среде коллег. С другой стороны, деятельность «Большой страны» не ограничивается сугубо исследовательскими целями. Это сообщество, имеющее свою конституцию и кодекс гражданина, объединенное общим делом и способное решать разнообразные задачи.

Стратегическая игра должна быть доступной для участия в ней региональных команд. Исходя из этого ориентира, молодежный оргкомитет планирует весной 2001 г. провести одновременно на двух площадках в Москве (МГУ) и Санкт-Петербурге (СПбГУ) пробную игру-семинар с интернет-поддержкой, посвященную проблемам компьютерной безопасности. Накопленный опыт позволит начать в 2001 г. непрерывную стратегическую игру «Большая страна онлайн», к которой смогут присоединиться любые пользователи Интернета и региональные команды. Эта игра станет основой для проведения слетов, тематических турниров и специализированных ситуативных игр.

Информация о ходе развития игры «Большая страна» доступна в Интернете на сайте www.Russia21.ru