АНАЛИЗ ПРОФОРИЕНТАЦИИ КАДРОВ АТОМНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. ОПЫТ МИФИ

Шувалова А. В., Лонцкий А. Е.

МИФИ, г. Москва


Атомная энергетика является одной из наиболее наукоемких отраслей мировой производственной сферы, поэтому предъявляет повышенные требования к научной и профессиональной подготовке специалистов, приходящих после окончания ВУЗов на предприятия отрасли или смежные с ней производства. Атомная энергетика, как и большинство отраслей, испытывает множество проблем, требующих незамедлительного решения. Одной из них является проблема привлечения молодежи в отрасль, решение вопроса смены поколения и занятости молодых специалистов в отрасли. Процесс оттока специалистов и старение кадров в последние годы носит глобальный характер. Существует ряд аспектов, о которых нельзя умолчать при разговоре о проблеме занятости молодежи в отрасли и смене поколения. Один из основных - материальная проблема. Понятно, что обеспечить каждого студента, защитившего диплом, рабочим местом по специальности, жильем и достойной зарплатой невозможно, и оттока не избежать. На некоторых ступенях обучения его можно прогнозировать, и по результатам прогнозов проводить разъяснительную работу среди студентов, или переориентирование на другую специальность. Это позволит найти студентам свое призвание еще в процессе обучения, а государству избежать лишних бессмысленных затрат на образование.

В последние годы появился ряд перспективных направлений, требующих хорошо подготовленных специалистов. Для этого студенты должны получить как научные так и профессиональные навыки еще до получения диплома. Вот почему так необходима информированность студентов о возможностях, предлагаемых институтом в рамках обучения, а также возможности трудоустройства и условиях работы выпускников ВУЗа.

Был проведен социологический опрос среди студентов МИФИ со 2 по 5 курс кафедры №5 («Теоретическая и экспериментальная физика ядерных реакторов»). Цель данного анкетирования: проследить динамику изменения отношения студентов к отрасли. Вопросы были составлены таким образом, чтобы получить информацию о причинах выбора конкретной специальности, об успехах в обучении, узнать мнение об информированности студентов о состоянии отрасли, и об их планах на ближайшее будущее.

В процессе исследования было выяснено, что за последние 5 лет (1996-2001) престиж МИФИ как одного из лучших ВУЗов страны вырос с 35% до 44%. Из года в год все большее количество абитуриентов (21-39%) поступало в МИФИ, чтобы получить техническое образование. Причем, уже в 2000г. 59% абитуриентов поступили на кафедру, желая обучаться конкретной специальности. Этому во многом способствует удачная агитация кафедры во время дней открытых дверей и сайт в Интернете, где ребята могут получить подробную информацию о возможностях предлагаемых как ВУЗом так и кафедрой. Особенно важно это для иногородних абитуриентов, а их на кафедре учится большинство. Из года в год цифра колеблется от 50% до 70%.

Безусловно, процесс обучения оказывает влияние на дальнейший выбор места работы студентов. Для принятия наиболее взвешенного решения студентам необходима информированность о возможностях, предлагаемых кафедрой. В этих целях, начиная с 1 курса учащиеся привлекаются к участию в различных научных студенческих конференциях. Это дает возможность попробовать свои силы и получить опыт работы в рамках учебного процесса. Показатель информированности о подобных возможностях среди студентов младших курсов составляет 61%, но активное участие принимают – 15%. На старших курсах эта цифра увеличивается до 93% и 29% соответственно.

После 4 курса студентам кафедры предлагается обучение по двум направлениям: подготовка специалистов, занимающихся экспериментальной или научно-теоретической деятельностью. Определиться с выбором будущей профессии студентам помогают навыки, полученные во время практики и НИР.

Нельзя не отметить то, что весь процесс подготовки будущих кадров атомной промышленности направлен на их дальнейшее привлечение в отрасль.

Прояснение перспектив, возможность карьерного роста позволит привлечь большее количество уже подготовленных кадров. Созданная в 1997 году магистерская образовательная программа “Физическая защита, Учет и Контроль Ядерных Материалов” дает возможность прохождения практики и стажировки студентов в ведущих научных центрах США и России, где высоко оценивается именно та специальность, которая была получена в процессе обучения. 39,7% студентов 5 и 4 курса планируют работать по специальности. Около 18% старшекурсников изъявляют желание продолжить обучение либо в аспирантуре, либо получить 2 высшее образование.

Многие студенты (17-22%) пока еще не сделали окончательный выбор относительно будущей сферы своей деятельности. К сожалению, ряд проблем, существующих в отрасли все же приводят к неизбежному оттоку как студентов старших курсов (приблизительно 20%), так и уже подготовленных кадров. Наибольшее влияние на этот процесс оказывает экономическая проблема.

Главный вывод, который был получен в ходе исследования — это то, что решение проблемы смены поколения возможно лишь при одновременном ее разрешение на каждом шаге, начиная от популяризации отрасли, т. е. информированности общественности, заканчивая успешной научно-исследовательской и производственной деятельностью молодых специалистов. Те выпускники ВУЗов, которые в процессе обучения смогли получить не только высшее образование, но и опыт работы и зарекомендовать себя в качестве перспективного специалиста могут рассчитывать на хорошие рабочие места после получения диплома.