СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ  МОТИВАЦИОННЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СТУДЕНТОВ СФТИ, ЖИТЕЛЕЙ РОССИИ И 32 СТРАН ПРИ ВЫБОРЕ МЕСТА РАБОТЫ

Старцева Т.Г., Субботина Н.С., Касьянова Е.В.

СФТИ МИФИ, г. Снежинск


Мотивация — это процесс воздействия на поведение человека для достижения личных, групповых или организационных целей. Мотивация может быть внешней и внутренней. В первом случае поведение человека определяется как реакция на внешние воздействия, следовательно, поведением человека можно управлять через экономические стимулы и административные воздействия. Во втором случае источником мотивации является внутренний мир человека, его потребности, ценности, устремления.

Мотивационная структура характеризует соотношение мотивов, определяющих поведение человека. Это соотношение формируется под влиянием как генетических факторов, так и среды в которой человек воспитывался и действовал. Мотивы поведения человека можно разделить на эгоистические и альтруистические. Первые направлены на благосостояние индивидуума, вторые на семьи, коллектива и общества в целом. Обычно при анализе экономических систем исходят из эгоистических мотивов (концепция «экономического человека»), которые можно условно разделить на две группы по их ориентации на:  процесс работы и результат работы.

Социологические исследования показывают, что мотивационная структура существенно зависит от уровня благосостояния, традиций, возраста и других факторов. Для оценки мотивационной структуры был проведен социологический опрос студентов 3 и 4 курсов СФТИ, которые, как планируется, через 1-2 года станут молодыми специалистами РФЯЦ-ВНИИТФ. Предметом исследования стали мотивы, которыми руководствуются опрашиваемые при выборе наиболее предпочтительного места работы. Авторов исследования интересовало, отличаются ли (и на сколько) мотивационные предпочтения молодых людей, проживающих на территории ЗАТО, от мотивационных предпочтений жителей России и 32 стран [1]. В ходе опроса было заполнено 150 анкет. Результаты приведены в табл.1:

Таблица 1

 Трудовые ценности

По России

Платные группы СФТИ

Бюджетные группы СФТИ

Все опрашива емые

В 32 странах

Хорошая зарплата

85

75

80

78

77

Хорошие коллеги

74

23

35

30

71

Интересная работа

68

66

61

63

61

Престиж работы

39

23

6

14

40

Удобное время работы

49

17

12

14

48

Соответствие работы способностям

57

7

7

7

58

Полезность для общества

48

7

9

8

44

Большой отпуск

46

5

4

5

29

Надежное место работы

40

30

17

23

60

Возможность инициативы

30

10

6

8

50

Возможность чего-то достичь

28

29

22

25

56

Возможность общения с людьми

27

10

5

7

46

Возможность продвижения

17

5

15

11

37

Литература

  1. Магун В. Трудовые ценности российского населения // Вопросы экономики. 1995. №1