ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЯДЕРНО—ТОПЛИВНОГО ЦЕНТРА

Фефелов А. М.

НПИ МИФИ, г. Новоуральск


Экономическая ситуация в России и складывающиеся рыночные отношения требуют очень серьёзного пересмотра принципов и механизмов управления на предприятии. Сегодня система управления практически всех предприятий имеет ярко выраженную функциональную ориентацию, то есть базируется на специалистах, выполняющих специализированные задачи. В основе подобной организации управления лежит принцип разделения и специализации труда, сформулированный ещё Адамом Смитом. Данный подход к управлению не эффективен по следующим причинам:

  1. не стимулируется заинтересованность работающих в конечном результате, поскольку системы оценки их деятельности оторваны от результативности работы предприятия в целом;
  2. главным потребителем результата труда работника является его вышестоящий начальник. Поэтому каждый работник старается угодить начальнику, а не клиенту;
  3. большая часть реальных рабочих процессов предприятия выходит за рамки отдельных подразделений, чрезмерно усложнён обмен информацией между подразделениями. Это приводит к большим срокам разработки управленческих решений.
Более перспективным является подход, основанный на использовании бизнес—процессов, под которым понимают поток работ, переходящий от одного человека (отдела) к другому. Целью такого процесса является удовлетворение требований клиентов. При моделировании бизнес—процессов требуется не просто пересчитать и закрепить бизнесы и функции, а определить взаимодействие между элементами ранее описанной организационно—функциональной структуры.

Перед описанием бизнес—процессов необходимо установить цели моделирования. В данном случае можно выделить три основных цели:

  1. понимание бизнес процессов (описание «как есть»);
  2. оптимизация бизнес—процесса (описание «как надо»);
  3. автоматизация управления бизнес—процессом.
После установления целей моделирования необходимо установить границы моделируемой системы и принцип моделирования. Возможно несколько подходов:
  1. описание сверху—вниз (с позиции руководства);
  2. описание снизу—вверх (с точки зрения подчинённых);
  3. с точки зрения системного аналитика.
Процессный подход к управлению на предприятии позволяет добиться следующих положительных моментов:
  1. возможность автоматизации:  облегчается система принятия решений, ускоряется документооборот, сокращаются информационные издержки, создаётся гибкая и оперативная обратная связь;
  2. работники более чётко понимают свои обязанности: работник выполняет требования потребителя его труда и даёт требования поставщику. Отсюда получается самонастраиваемость процессного подхода на качество выпускаемой продукции;
  3. сокращение количества руководителей: над каждым бизнес—процессом ставится управляющий, поэтому количество уровней управления сокращается до двух;
  4. возможность чётко оценить бизнес–процессы: более точно нормировать каждую операцию, оценить стоимость каждой операции в процессе, установить затратные центры и определить структуру затрат в тех местах, где ранее это было практически невозможно;
  5. расширение возможности создания на предприятии системы управлением качеством продукции и сертификация по стандарту ИСО серии 9000.
При внедрении на предприятии процессного подхода возникает ряд проблем:
  1. «инертность» организационной структуры предприятия: при попытке внедрения на предприятии чего-нибудь кардинально нового, возникает сильнейшее противодействие нововведениям;
  2. малое количество специалистов в области процессного подхода;
  3. необходимость создания информационной инфраструктуры (компьютерной сети);
  4. необходимость приобретения дорогого специализированного программного продукта.
В докладе рассмотрены реальные возможности и перспективы применения процессного подхода на предприятии ядерно-топливного центра.