МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ В ЦЕЛЯХ ЯДЕРНОГО НЕРАСПРОСТРАНЕНИЯ.

Ильницкая Н. Н.

МИФИ, г. Москва


Сразу вслед за вступлением в силу ДНЯО в 1970 году возникла острая необходимость формирования международной системы ЭК в ядерной области. Эта необходимость была обусловлена как международно-политическими, так и экономическими факторами. Прежде всего, в 1974 году Индия, находившаяся вне ДНЯО, провела испытание ЯВУ. Этот взрыв позволил отчетливо понять проблему возможности глобального распространения ЯО. Вторым важным событием, оказавшим воздействие на стремление ряда государств скоординировать усилия, стало четырехкратное увеличение цен на нефть в 1973-1978 гг. В этих условиях ядерная энергетика стала заманчивой альтернативой нефтяной. Кроме того, все возрастающее число государств стало проявлять интерес к переработке топлива и выделению плутония. Появилась озабоченность, что предприятия по переработке топлива, даже находясь под гарантиями МАГАТЭ, могут переключить находящийся под гарантиями плутоний для изготовления ЯО в относительно короткий период, предоставляя мировому сообществу слишком мало времени для организации эффективного воздействия.

Эти события, наряду с неосмотрительной политикой в области экспорта государствами – ядерными поставщиками, заставили ведущие государства-экспортёры задуматься о неотложных мерах по упрочнению национальных структур ЭК.

  1. Впервые вопрос о том, что такое ядерный экспорт, что он в себя включает и по каким принципам он должен осуществляться был рассмотрен в 1971 году на заседании Комитета Цангера. Договоренности КЦ требуют в качестве условия поставки, чтобы поставляемый исходный или расщепляющийся материал находился под гарантиями МАГАТЭ.
  2. Группа ядерных поставщиков, которая была создана после взрыва "мирного ядерного устройства" Индией в 1974г. Участники ГЯП разработали перечень ядерных материалов и правила их передачи. В 1992г. в рамках ГЯП были приняты три новых важных документа, касающихся экспорта товаров и технологий двойного назначения, используемых в ядерной области: перечень последних, Руководящие принципы их передачи и Меморандум о взаимопонимании достигнутых договоренностей. Так же в 1992г. было принято решение о полномасштабных гарантиях как обязательном условии ядерных поставок в любую неядерную страну.
  3. Австралийская группа, созданная после применения Ираком химического оружия в 1984г. АГ координирует усилия по контролю за экспортом товаров и технологий, которые могут быть использованы при производстве химического и биологического оружия.
  4. Режим контроля за ракетной технологией. Режим был  создан  в  1978г.и сосредоточил  усилия  на  предотвращении распространения средств доставки ОМУ.
  5. Вассенаарские договоренности были оформлены в 1996г. как организационно новый режим экспортного контроля над обычным вооружением и предметами двойного использования. Его можно считать наследником демонтированного в 1994г. КОКОМа. Однако, в отличие от КОКОМа, его деятельность не имеет идеологической ориентации и не направлена против какого-либо государства или группы государств.
Совокупность данных режимов составляет международную систему контроля за экспортом предметов в рассматриваемой области деятельности. Но все эти документы международных режимов исходят из того, что никакой международный режим не может заменить собой национальные системы ЭК государств — ядерных экспортёров.