ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА ТРУДОВЫХ  РЕСУРСОВ ЗАТО Г. ОЗЕРСКА

Софронов В. Н., Чубенко М. В.

ОТИ МИФИ, г. Озерск


Социально-экономическая ситуация в ЗАТО г. Озерск развивается под воздействием сложных и противоречивых факторов. Продолжающиеся кризисные явления в экономике и дефицит финансовых средств оказывают негативное воздействие на экономическую и хозяйственную деятельность предприятий и организаций отдельных отраслей, что ведет к дальнейшему обострению ситуации на рынке труда. Социально-демографический анализ состава безработных граждан практически не изменяется, наиболее уязвимы – женщины и молодежь (до 40%)

В связи с этим, перед руководством города очень остро стоит проблема, как жить и развиваться дальше? Решение данной проблемы обозначилось в рамках программы «Малые города», реализуемой в РФ институтом  «Открытое общество» (Фонд Сороса). В соответствии с этой программой разрабатывается стратегия развития города Озерска.

 В связи со спецификой ЗАТО, как городов при предприятиях Минатома РФ, перечень возможных стратегий для них достаточно ограничен. Наиболее разумный и логичный путь — это трансформация ЗАТО в наукограды, технограды или в города с ускоренным развитием бизнеса в сфере создания, производства и экспорта технологий, товаров и услуг востребованных мировым рынком. Это могут быть как традиционные ядерно-энергетические отрасли, так и направления природо- и ресурсообеспечения, сбережения и восстановления.

Выбирая такой путь развития, мы должны опираться в первую очередь на высококвалифицированные кадры, включая научные, инженерные и высокопрофессиональную рабочую силу.

Поэтому анализ трудовых ресурсов города является ключевым звеном в выработке реальной и эффективной стратегии. Причем, важен анализ не только  сегодняшней ситуации, но, также необходим долгосрочный прогноз формирования  трудового потенциала города.

Анализируя методики проведения подобных работ в других городах, таких как  Екатеринбург, Новосибирск, Челябинск  приходим к выводу, что анализ трудовых ресурсов в ЗАТО имеет свои специфические особенности.

Первая заключается в том, что город Озерск является ЗАТО созданным для обеспечения деятельности основного градообразующего предприятия производственного объединения «Маяк». В настоящее время из-за ряда объективных и субъективных причин взаимоотношения города и ПО «Маяк» складываются не очень благоприятно, что создает некоторые трудности в решении проблемы анализа трудовых ресурсов г. Озерска с учетом информации по  ПО «Маяк».

Второй специфической особенностью анализа трудовых ресурсов г. Озерска является оценка прогноза миграции молодежи в город и за его пределы.

Принятые стратегии развития городов Екатеринбурга и Челябинска сходны с предлагаемой стратегией Озерска. При этом дефицит высококвалифицированной рабочей силы только в Екатеринбурге по прогнозам составит в ближайшие 5 лет до 60 тысяч специалистов. При преобладающих конкурентных преимуществах в городах миллионниках, особенно привлекательных для интеллектуально развитой молодежи, миграция из города именно этой ее  части  будет возрастать. Но какова динамика такой миграции — это будет  зависеть от большого количества внешних и внутренних факторов, поэтому расчет будет весьма приблизительным. Так, например, ограниченность  территории города не позволяет даже при наличии финансирования увеличивать жилищное строительство, и как следствие, ввоз необходимых городу специалистов так же не прогнозируется.

Третья особенность связана с высокой наркозависимостью молодежи, что  ведет к деградации интеллектуального уровня населения. Анализ численности данной группы населения тоже имеет определенные трудности, а это  в целом осложняет  прогнозирование  интеллектуального и профессионального уровня трудовых ресурсов.

Существует еще ряд специфических особенностей, которые усложняют  проведение объективного анализа трудовых ресурсов города Озерска.

Несмотря на указанные выше особенности, в данной работе сделана попытка оценить сложившуюся ситуацию и разработать ряд стратегических направлений, способствующих стабилизации положения на рынке труда в ЗАТО г. Озерск. В первую очередь - это целевая поддержка рабочих мест, включая их сохранение, и создание для адресной поддержки отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в частности молодежи. Далее - содействие предпринимательской деятельности, организация временной занятости, усиление роли профессиональной ориентации для повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда, разработка мер экономического стимулирования работодателей, принимающих на работу выпускников образовательных учреждений и другие.

Таким образом, полученные результаты представляют интерес не только для ЗАТО г. Озерск, но и могут быть использованы для разработки стратегии развития других городов Минатома.