ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ И ДОСУГА МОЛОДЕЖИ В  Г. НОВОУРАЛЬСКЕ

Дронишинец Н. П., Кудашкина Е.В.

НПИ МИФИ, г. Новоуральск


Развитие рыночных отношений в России резко изменило традиционную систему занятости в обществе. Увеличивается доля безработных. Молодежи все труднее найти работу после окончания учебного заведения. С особой остротой эти проблемы стоят в закрытых территориальных образованиях. Проблемы занятости тесно связаны с миграционными настроениями молодежи. Они достаточно сильны. Например, только треть респондентов (34%) однозначно говорят о том, что они устойчиво ориентируется на дальнейшую жизнь в Новоуральске. В тоже время те, кто собирается выехать временно (для продолжения учебы) составляют 13%. Это значительно меньше, чем в других подобных по численности городах Свердловской области (19%). Ориентация учащейся молодежи на продолжение обучения за пределами своего города продолжает падать.

Это вызвано тем, что в городе за последние годы появились представительства и филиалы различных высших учебных заведений. Развитие такой тенденции может создать на перспективу серьезное неравенство стартовых позиций молодежи, проживающей на разных территориях. Одновременно возникает дополнительный стимул обогащения образовательной инфраструктуры города (за счет создания очно-заочной сети негосударственных и государственных вузов). Пятая часть респондентов пока не определилась в отношении будущего места жительства (21%). Примерно столько же намерены уехать в крупный город (18%). Более сориентированы на выезд девушки, их в основном привлекают крупные города. Больше всего неопределившихся среди студентов вузов (возможно, это связано и с тем, что среди них немало тех, кто реально представляет сложность трудоустройства после окончания высшего учебного заведения в городе).

Особый интерес вызывают различия в миграционных настроениях респондентов разного возраста. В возрастных группах (до 18 лет), где реально осуществляется выбор профессии и учебного заведения для дальнейшего обучения, стремление уехать на учебу и потом вернуться достаточно устойчиво – у каждого 7-8-го. И последнее: если рассмотреть ответы  молодежи Новоуральска через призму их удовлетворенности условиями образовательной и культурной жизнью в городе, то вырисовывается достаточно примечательная картина. Соотношение тех, кто хотел бы и дальше жить в Новоуральске (в том числе и вернувшись после окончания вуза), и тех, кто хотел бы уехать из города (за пределы России, Свердловской области или в другие города, районы области), составило -1,6:1. В Красноуфимске соотношение 1:1.  У школьников оно равно 12:7 (в Красноуфимске 13:10).  Это гораздо выше, чем в других однотипных по численности городах. Соответственно можно сказать, что у студентов и учащихся Новоуральска формируется одно из важнейших качеств современного культурного человека — любовь к «малой Родине». Хотя оно, как и другие культурные качества, не рождается стихийно, самопроизвольно. Во многом желание остаться в городе после окончания учебы объясняется более благоприятными материальными и социальными условиями проживания в городе.

Анкеты показали так же, что вне зависимости от проведения свободного времени на первом месте у всех групп по интересам стоят – родители и здоровье. Такие наиболее социально значимые ценности, как образование, общение с друзьями стоят в качестве приоритетных во всех группах опрошенных. В то же время работа, творчество, служение идеалам добра и красоты, физическое совершенство, общение с природой отсутствуют в предпочтениях учащихся и студентов всех видов досуговой деятельно­сти. В предпочтениях тех, кто в свободное время стремится выпить, похулиганить, посетить дискотеку, явно доминируют такие ценности как общение с друзьями, деньги, получение от жизни как можно больше удовольствий. Важно отметить, что, по данным ис­следования, способы самоутверждения учащихся связаны именно с этими последними, а не какими либо иными ценностями более высокого уровня.