ИНВЕСТИЦИОННАЯ ЗОНА КАК РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЗАТО (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА САРОВ)

Гринев А. В.

СарФТИ МИФИ, г. Саров


Цель нашего доклада показать значение Инвестиционной зоны на опыте города Сарова, исследуя влияние Инвестиционной зоны, где расположен Российский Федеральный Ядерный Центр.

Инвестиционная зона была организована в 1997 году для поддержки  и реализации проектов, направленных на сохранение рабочих мест(в условиях конверсии и перепрофилирования производства), создания благоприятного инвестиционного климата и привлечения дополнительных ресурсов для развития градообразующих предприятий, создания условий для привлечения и закрепления на местах молодых специалистов, поддержки социальной стабильности и правопорядка в городе, оказания материальной поддержки незащищенным слоям населения.

Инвестиционная зона — это особый экономический режим, действующий на территории в административных границах ЗАТО г.Саров, в которой предусмотрено льготное налогообложение для вновь созданных предприятий, имеющих инвестиционный проект, ориентированный на социально-экономическое развитие г.Саров.

Вместе с Инвестиционной зоной были созданы специальные Фонды (Фонд социального развития, Фонд развития конверсионных производств и Фонд поддержки охраны и правопорядка), с помощью которых она выполняла свои функции.

Организациям-участникам Инвестиционной зоны (далее – участникам ИЗС), предоставляются дополнительные налоговые льготы в процентах от величины платежей, подлежащих внесению в бюджет г. Саров по некоторым видам налогов на добавленную стоимость (на имущество, на реализацию ГСМ, на пользователей автодорог, с владельцев транспортных средств, на приобретение автотранспортных средств, на прибыль, на операции с ценными бумагами).

За время функционирования Инвестиционной зоны осуществлялись программы по решению жилищных проблем жителей города, включающие в себя программы поддержки в приобретении жилья молодыми специалистами. За это время более семисот пятидесяти семей улучшили свои жилищные условия. Большая часть покупателей (порядка 60%) – это семьи сотрудников ВНИИЭФ как основного градообразующего предприятия. За счет средств Инвестиционной зоны были осуществлены следующие инвестиционные проекты: создание реабилитационного центра, разработка новых строительных технологий, создание высокотехнологического деревообрабатывающего производства, производство легких летательных аппаратов, производство защищенных компьютеров; производство титановых изделий, создание передвижных диагностических комплексов, создание измерительных систем.

За 2000 год в бюджет города и Фонды ИЗ удалось привлечь около 1 млрд. 200 млн. рублей. Федеральная часть налогов составила в нашем бюджете порядка 400 млн. рублей, то есть суммарно вместе с доходами от ИЗС получилось 1 млрд. 600 млн. рублей.

Анализ деятельности инвестиционной зоны выявил следующие её отрицательные стороны:

В Инвестиционную зону стягивались финансы из других регионов. Так в некоторых городах Минатома в последние дни года были получены большие сверхдоходы (Трехгорный и Лесной зачислили в свои бюджеты по 5-6 миллиардов рублей каждый – суммы, сопоставимые с их областными бюджетами). В 2001 году правительством Российской федерации было прнято решение о снятии Инвестиционной зоны с г. Саров.

Ликвидировать налоговые льготы ЗАТО – жесткое требование Международного Валютного Фонда. Чем нам грозит её отмена? В первую очередь это скажется на программах социального развития.

Автор считает, что решение правительства о снятии Инвестиционной зоны было следствием неверной оценки её социальной значимости. Закрывать Инвестиционную зону при недоработанных программах не имеет смысла, так как деньги на осуществление таких программ, скорее всего, будут выделяться из Федерального бюджета.