КОНЦЕПЦИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Простаков О.В.

МИФИ, г. Москва


Нормы атомного права создают условия для экономически и политически целесообразного использования атомных технологий, безопасных для человека и окружающей среды. При этом должна быть обеспечена сбалансированность не только политических и экономических, но и оборонных, социальных и экологических интересов государства.

Нормативно-правовая база использования атомной энергии в Российской Федерации состоит из следующих основных элементов:

  1. Международные договоры.
  2. Федеральные законы.
  3. Подзаконные нормативные правовые акты и ведомственные нормативы.
1. Международные договоры

Международные договоры регулируют вопросы использования атомной энергии для всего мирового сообщества. Международно-правовой режим в этой области основан, прежде всего, на многосторонних конвенциях и соглашениях. Наиболее важными из них являются: Договор о нераспространении ядерного оружия (1970 г.), Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб (1963 г.) (до сих пор не ратифицирована Российской Федерацией), Международная конвенция о физической защите ядерного материала (1987 г.).

Большое значение имеют двухсторонние договоры с рядом стран, в особенности, в области сокращения ядерных вооружений, обращения с ядерными материалами и радиоактивными отходами, а также в области научно-технического сотрудничества по вопросам атомной энергии.

Международные договоры Российской Федерации, регулирующие использование атомной энергии, составляют важнейшую часть российского атомного законодательства. Эти договоры являются составной частью ее правовой системы, а положения этих договоров обладают приоритетом по отношению к нормам внутреннего законодательства.

2. Федеральные законы

Федеральные законы Российской Федерации определяют принципы регулирования отношений в области обеспечения национальной безопасности, а также при использовании атомной энергии, правовые основы государственного управления и государственного регулирования безопасности, закрепления прав, обязанностей и ответственности граждан, должностных лиц, предприятий и организаций, а также федеральных органов исполнительной власти в сфере отношений, связанных с использованием атомной энергии.

Законодательство Российской Федерации в этой области условно можно разделить на:

В связи с тем, что атомное законодательство является отраслью российского законодательства, то его развитие тесно взаимосвязано с другими отраслями законодательства, в частности, гражданским, административным, бюджетным, налоговым, уголовным и др.

3. Подзаконные нормативные правовые акты и ведомственные нормативы

Подзаконные нормативные правовые акты и ведомственные нормативы, являясь источниками правового регулирования конкретных вопросов, могут рассматриваться как важнейшая часть законодательства в широком понимании этого термина.

Так ряд нормативных актов позволяет решать существующие в настоящее время проблемы, не разрешенные еще в рамках федеральных законов. В частности, вопросы выполнения Российской Федерацией обязательств, взятых в международных соглашениях СССР, связанных с возвратом в Россию на переработку отработавшего ядерного топлива АЭС, построенных при содействии СССР, решены исключительно в рамках Указов Президента Российской Федерации.

Ведомственные нормативы, включая отраслевые стандарты, правила, положения, инструкции, приказы, регламентируют права, обязанности, взаимоотношения и конкретные действия субъектов атомного законодательства в их повседневной деятельности.

В настоящее время атомное законодательство Российской Федерации является сформировавшейся отраслью. Однако еще требуется законодательное решение ряда вопросов. Более того, общественные отношения, складывающиеся в такой потенциально опасной человеческой сфере как использование атомной энергии в мирных и оборонных целях, требуют всесторонней правовой регламентации и постоянного совершенствования законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии.