КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ АЭС НА ОПТОВОМ РЫНКЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

Зубкова Е. В.

ГУУ, г. Москва


Долгое время АЭС опережали по экономической привлекательности, критерием которой является размер тарифа на электроэнергию, ГРЭС на газе и угле.

С организацией федерального оптового рынка электроэнергии и мощности (ФОРЭМ) все АЭС, крупные ГЭС и ГРЭС, избыточные АО-энерго стали его субъектами. Тарифы на электроэнергию для субъектов ФОРЭМ регулирует Федеральная энергетическая комиссия. В последнее время разрыв между тарифами на электроэнергию АЭС и ГРЭС (определяющий экономическую привлекательность атомных энергоисточников) стал неуклонно снижаться (интегральная (по всем станциям) разница в тарифах АЭС по сравнению с аналогичным показателем ГРЭС уменьшилась за последние несколько периодов регулирования примерно в 1,6 раза). Однако рассматривая эту тенденцию, надо иметь в виду следующие особенности ценообразования на рынке электроэнергии.

Особенностью ценовой политики федерального рынка электроэнергии является то, что затраты по безопасной эксплуатации 8 АЭС (кроме Ленинградской) несет другой субъект рынка — эксплуатирующая организация концерн «Росэнергоатом», который также финансирует инвестиционные программы по развитию атомной энергетики. Т.о. стоимость электроэнергии АЭС состоит из стоимости собственно электроэнергии и стоимости услуг эксплуатирующей организации. Такая консолидация повышает стоимость электроэнергии АЭС и влияет на их конкурентоспособность. Однако прямое сопоставление тарифа ГРЭС и консолидированного тарифа АЭС не корректно, так как средства на новое строительство АЭС частично включаются в себестоимость производства электроэнергии на АЭС и частично в ценовую ставку концерна «Росэнергоатом», т.е. в консолидированный тариф на электроэнергию атомных источников. Развитие же энергетических мощностей на органическом топливе и ГЭС финансируется организатором рынка электроэнергии РАО «ЕЭС России» из средств, включаемых в абонентскую плату РАО «ЕЭС России», взимаемую за услуги по организации рынка и передаче электроэнергии по системообразующим сетям. При этом плата РАО «ЕЭС России» насчитывается на каждый кВтч отпущенной электроэнергии, в том числе и от АЭС. Учитывая такую специфику ценообразования, более корректно было бы при определении конкурентоспособности АЭС рассматривать следующий консолидированный тариф – для АЭС – тариф на отпускаемую электроэнергию, суммируемый с ценовой ставкой концерна «Росэнергоатом», для ГРЭС — тариф на отпускаемую электроэнергию, суммируемый с инвестиционной составляющей на развитие мощностей традиционной энергетики, входящей в абонентную плату РАО «ЕЭС России». Если сравнивать указанные консолидированные тарифы, то запас конкурентоспособности АЭС увеличивается.

Однако в условиях конкуренции на рынке электроэнергии необходимо искать резервы снижения тарифа на электроэнергию АЭС по следующим направлениям: разработка и реализация мероприятий в ядерно-топливном комплексе по предотвращению неоправданного  повышения цен на свежее ядерное топливо и обращение с отработавшим; использование внутренних резервов АЭС по снижению условно-постоянных затрат на производство электроэнергии; увеличение коэффициента использования установленной мощности АЭС; уменьшения затрат за счет совершенствования структуры управления отраслью.

Подтверждением имеющихся резервов по первому направлению повышения конкурентоспособности АЭС является превышения удельного веса топливной составляющей в тарифах российских АЭС в 1,5 раза по сравнению с аналогичными показателями зарубежных АЭС.

При поиске внутренних резервов снижения затрат АЭС следует отметить, что часть из них, а именно целевые инвестиционные средства, проценты за кредиты банков, затраты на содержание социальной сферы, необходимо рассматривать с учетом функционирования каждой конкретной АЭС. Также индивидуального подхода для каждой АЭС требует амортизационная политика, которая должна проводиться и с учетом потребностей и минимизации тарифа АЭС.

Увеличение коэффициента использования установленной мощности возможно в основном за счет организационных мероприятий, снижающих сроки простоя агрегатов в ремонте.

Последнее направление снижение тарифа на электроэнергию может быть обеспечено за счет проведения следующих организационных мероприятий: уменьшения численности персонала за счет исключения дублирования функций и, следовательно, уменьшение затрат на оплату труда, передача объектов социальной сферы, находящихся в на балансе станций, в муниципальную собственность и уменьшение затрат на содержание социальной сферы и социальное развитие из прибыли АЭС.