МАРКЕТИНГОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАСШИРЕНИЮ РЫНКА СБЫТА МЦРУ “СИБИРЬ”.

Долгополов Е.С., Рясков С.А.
ПИЛ МИФИ г. Лесной


Вклад в популяционную дозу лучевых воздействий при выполнении медицинских рентгенодиагностических исследований в развитых странах в настоящее время соизмерим с вкладом, создаваемым как естественными источниками ионизирующих излучений, так и техногенными.

На международной студенческой научной конференции, которая проводилась в 2001 г. в Санкт-Петербурге была выделена проблема этого излучения в докладе Балдина М. С., Долгих О. О., Мамонтова А. Ю. ОТИ МИФИ, г. Озерск: “Дозовые нагрузки на население г. Озерска при рентгенологических исследованиях”. В нем были выделены следующие задачи разрешения этой проблемы:
1. Улучшения качества обслуживания при минимально возможной дозе облучения обследуемых и персонала.
2. Замена устаревшего оборудования.
3. Внедрение в практику не рентгеновских методов визуализации изображения (ультразвуковое, ядерно-магнитное исследование, тепловыделение и др.).

Поэтому в г. Новосибирске в государственном научном центре РФ, ИЯФ им. Будкера была разработана малодозная цифровая рентгенографическая установка “Сибирь”. Наше предприятие “ЭХП” приобрело лицензию на право производства этой установки. Существуют примерно такие же аналоги этой установки (2 российских и 2 зарубежных), и МЦРУ “Сибирь” им не уступает, а в некоторых показателях даже превосходит. Эта установка решает все те задачи, которые были поставлены в том докладе. Комбинат конкурирует с продукциями 4-х фирм, 2 из которых производят эту же установку по лицензии (ФСЦ-У-01 производитель ООО ”СпектрАп” и ООО ”ТАНА”; Ренекс-Флюоро производитель “Гелпик”) и с остальными двумя фирмами, производящие ее аналоги (Рентгенофлюорографический комплекс FCR производитель Fuji; рентгенофлюорографический комплекс Philips производитель Philips). А так как рынок этой продукции не освоен, то появляется проблема сбыта этой установки, следовательно, нужна особая разработка комплекса маркетинга по расширению рынка сбыту. В первую очередь было произведено исследование в виде опроса, охватывающее 2 категории респондентов: организации и население. Большинство опрашиваемых организаций имеют устаревшие пленочные рентгеновские аппараты и нуждаются в их замене. Тем самым можно сделать вывод о привлекательности этих организаций для комбината “ЭХП”. Большая часть опрашиваемых пациентов заботится о своем здоровье, для них имеет значение, каким оборудованием их обследуют, и какую дозу облучения они при этом получают. После анализа ситуации на рынке рентгеновского оборудования было выяснено, что он ненасыщен и имеется реальный шанс для выхода на него новых фирм.

В такой ситуации выбирают стратегию развивающегося маркетинга. Комбинату следует позаботиться о прямой доставке продукции до потребителя всеми видами транспорта. Кроме этого нужно предложить гарантию на машину сроком на 1 год, а также можно осуществлять ее наладку и постгарантийное обслуживание. Предлагается так же попробовать новый вид услуги, как лизинг. Но особое место в системе маркетинга занимают цены, ценообразование, ценовая политика предприятия. Себестоимость установки можно снизить двумя методами. Первый метод заключается в снижении расходов на покупные комплектующие изделия. В связи с этим оптовая цена уменьшилась на 9,8%. Второй метод – за счет снижения трудоемкости изделия на 15%, поскольку снижение накладных расходов невозможно (они и так предельно низки:557,77%). В результате цена уменьшилась на 6%.
В результате проведенного маркетингого исследования и возможных попыток снижения себестоимости, мы сможем продолжить проведение дальнейших стратегий маркетинга в целях достигнуть укрепленной позиции на рынке, который только начинает сформировываться на рентгеновскую аппаратуру.