ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ВЫПУСКНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ Г. ЛЕСНОГО)

Еремеев Н.А., Семенин Н.Ф.
ПИЛ МИФИ, г. Лесной


Важнейшим показателем качества образования является объективная оценка учебных достижений учащихся. Этот показатель важен как для отдельного ученика, так и для всей системы образования.

Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, стандартизированными процедурами, при проведении которых все учащиеся находятся в одинаковых (стандартных) условиях и используют примерно одинаковые по свойствам измерительные материалы (тесты). Такой стандартизированной процедурой является централизованное тестирование выпускников общеобразовательных учреждений, проводимое Центром тестирования Министерства образования РФ.

Тесты представляют собой совокупность сбалансированных тестовых заданий, количество и содержание которых по различным разделам пропорционально отражает основное содержание предмета. Комбинации различных различной трудности обеспечивают равносложность различных вариантов тестов [1]. Важной особенностью централизованного тестирования является оценка уровня подготовленности учащихся по стобалльной шкале с учетом уровня трудности заданий и дифференцирующей силы верно выполненных заданий [2].

В 2001 г. в г. Лесном Свердловской области впервые проводилось централизованное тестирование выпускников общеобразовательных учреждений. В результате был получен большой массив данных о верных и неверных ответах каждого участника, а также его оценка по стобалльной шкале, учитывающая степень трудности каждого задания.

Данная работа посвящена сравнительному статистическому анализу результатов тестирования выпускников школ г. Лесного, Свердловской области и России в целом [3]. Для сравнения были выбраны те предметы, число участников тестирования, по которым было наибольшим. Сравнивались также результаты выпускников отдельных школ г. Лесного по отдельным предметам. Проанализирована эффективность различных дополнительных форм углубленного изучения некоторых предметов.

Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы:
§ выпускники школ г. Лесного и Свердловской обл. в среднем знают русский язык и историю России несколько лучше среднероссийского одиннадцатиклассника;
§ наблюдается отставание уровня знаний учащихся г. Лесного и Свердловской обл. от российского уровня по математике и физике, что неприемлемо для такого развитого промышленного региона;
§ общеобразовательный лицей г. Лесного по средним результатам тестирования опережает большинство общеобразовательных школ, оправдывая свой статус;
§ различные формы дополнительной подготовки (специализированные классы с углубленным изучением предметов, физико-математическая школа ПИЛ МИФИ, подготовительные курсы) в целом обеспечивают лучшую физико-математическую подготовку учащихся, подтягивая ее к требованиям технического вуза;
§ единая система педагогического измерения, заложенная в централизованном тестировании,
§ обеспечивает надежную дифференциацию учащихся по уровню знаний;
§ наблюдается устойчивая корреляция результатов тестирования и вступительных испытаний абитуриентов ПИЛ МИФИ, что позволяет с успехом использовать результаты централизованного тестирования при зачислении в вуз.