МОЛОДЕЖЬ И ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ ЗАТО САРОВ.

Гринев Алексей
СарФТИ


Главной целью политики занятости является содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости через всемерное развитие конкурентоспособности трудоспособных граждан на рынке труда, сдерживание массовой безработицы при одновременном обеспечении возможностей предприятиям свободно нанимать работников для успешного и эффективного производства.

Нужно иметь в виду, что безработица среди молодёжи – серьёзная социальная проблема. Учитывая криминогенную обстановку в городе, а также то, что в основной массе противоправные действия совершаются подростками, автор считает, что было бы целесообразно производить психологическую работу в школах и других учебных заведениях города для профессиональной ориентации учащихся. Необходимо продолжать работу по профконсультированию, составлению карт интересов, оценке профессионально важных качеств старшеклассников школ города и лиц, призываемых на срочную военную службу.

В настоящее время молодые люди находятся в сложном положении. Многие семьи, ранее имевшие возможность содержать детей до окончания ими учебы, уже не могут себе этого позволить, и молодежь вынуждена искать заработки. Кроме того, за недостатки в организации сферы профессионально-технического, среднего специального и высшего образования расплачиваются молодые люди. Подготовка молодых специалистов часто не отвечает требованиям современного производства, растет доля выпускников учебных заведений, сразу направляющихся на биржу труда. Предпринимателю гораздо легче не принять на работу молодого человека, ем уволить уже работающего. Кроме этого молодые люди имеют недостаточный опыт работы, как правило, низкую квалификацию. Все это ухудшает спрос на «молодую силу» на рынке труда. Это подтверждают следующие факты: за 9 месяцев 2001 года в ЦЗН обратилось более 1500 человек в возрасте 14-29 лет; доля молодых людей в общей численности безработных составляет около 45%.

По основной деятельности у Департамента службы занятости взрослого населения в ЗАТО непосредственных конкурентов нет – по законодательству Департамент выступает в роли монополиста. Имеется непосредственный «временный» сотрудник в лице Молодежной биржи труда, которая организует работу по временному трудоустройству учащейся молодежи (в возрасте 14 – 23 лет) в каникулярный период на предприятиях города. Но для разграничения функций Департамент разработал Положение о бирже, по которому составление договоров с предприятиями берет на себя Департамент, а всю работу, связанную с регистрацией списков желающих работать среди молодежи и их учету берет на себя биржа. Автономная некоммерческая организация «Молодежная биржа труда» была зарегистрирована в январе 1998 года. АНО «МБТ» совместно с Департаментом занятости организовала временное устройство несовершеннолетних в летний каникулярный период 1998 года. Результаты работы за такой короткий период времени более чем превзошли все ожидания: из 1636 трудоустроенных подростков 723 было трудоустроено через АНО «МБТ». С помощью «МБТ» осуществилась программа «Молодёжная практика» и значительно облегчилось трудоустройство несовершеннолетних.

Для трудоустройства молодежи ЦЗН и «МБТ» используют общественную работу. Под общественной работой понимается общедоступная деятельность, имеющая социально полезную направленность. Она организуется с целью дополнительной материальной поддержки граждан, ищущих работу. В этом году каждый второй участник общественных работ молодого возраста.

Молодым безработным гражданам предоставляется возможность заняться предпринимательской деятельностью: осуществляется обучение основам предпринимательства, выдаются безвозвратные субсидии. В течение года 5 молодым людям оказана помощь в создании собственного дела.

В городе ведущей отраслью является оборонная наука и промышленность, наукоемкое производство. Несмотря на интенсивное вытеснение оборонного комплекса конверсионной деятельностью, его доля все же остается велика. Поэтому необходимость в подготовке кадров для этой отрасли остается актуальной. С другой стороны, градообразующие предприятия города не сообщают в службу занятости населения о наличии вакансий. Их кадровые службы самостоятельно осуществляют подбор кадров. Основные причины отказа работодателей при приеме на работу – отсутствие необходимой квалификации. Анализ отказов показывает, что все-таки выбор причины отказа зачастую формален.

Автор считает, что идеальный вариант – это ситуация, когда все вакансии и безработные зарегистрированы в службе занятости. Достигнуть желаемого результата можно посредством проведения совместных с администрацией градообразующих предприятий целевых программ занятости населения. При этом необходимо провести анализ сектора требуемых специальностей и соответственно готовить работников с необходимой квалификацией.