СИСТЕМА ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ ФИЗИКО–ТЕХНИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ТОМСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Долматов О.Ю., Шепотенко Н.А.
Томский политехнический университет


История развития человеческого общества неразрывно связана с развитием энергетики. Особое место занимает атомная энергетика. В середине ХХ века человечество получило доступ к громадному и потенциально опасному источнику энергии, который нельзя ни закрыть, ни забыть и который нужно использовать не во вред, а на пользу.

Атомная энергия будет проникать внутрь цивилизованного общества в виде тепла, электричества, медицинских изотопов, ядерных технологий, нашедших применение в промышленности, космосе, сельском хозяйстве, медицине и т.д.

Однако в настоящее время в России сохраняется устойчивая тенденция неприятия атомной энергетики. Бытующее в обществе представление об атомной энергии по-прежнему окутано мифами и страхами, которые абсолютно не соответствуют фактическому положению дел, и в основном опирается исключительно на чувства и эмоции. Вместе с тем благодаря безальтернативности развития атомной отрасли потребность в специалистах не снижается. При этом к уровню их подготовки предъявляются все возрастающие требования, которые охватывают совершенно новый круг инженерно-технических задач по обеспечению надежности и безопасности ядерных технологий.

Кроме атомной промышленности потребность в инженерах-физиках в последнее время возникла и в других областях: медицине, химии, машиностроении и др. Это подтверждается многочисленными запросами предприятий, поступающими при распределении молодых специалистов на физико–техническом факультете Томского политехнического университета (ФТФ ТПУ).

Задача подготовки высококвалифицированных специалистов требует комплексного подхода. Особое внимание уделяется воспитанию довузовской молодежи с целью выявления и привлечения наиболее талантливых. Ведь именно талантливая молодежь определяет развитие производительных сил. В связи с этим важное место в деятельности ФТФ занимает развитие системы довузовской подготовки. При этом возникает широкий круг вопросов. Прежде всего, это установление тесных контактов по довузовской подготовке с предприятиями отрасли, средними учебными заведениями, развитие специализированной школы.

Важнейшей задачей Высших учебных заведений технического профиля является подготовка высококвалифицированных специалистов для различных областей науки и техники. Для решения этой задачи необходимы высокое качество учебного процесса, хорошая учебно-лабораторная база, научно-исследовательская работа и др. Вместе с тем немаловажным фактором является высокий уровень знаний абитуриентов, поступающих в ВУЗ, прежде всего в области естественнонаучных дисциплин. Это наглядно демонстрирует анализ результатов вступительных испытаний в ВУЗах, в том числе в ТПУ. Сложилась парадоксальная ситуация: не имея недостатка в абитуриентах (достаточно высокие конкурсы по направлениям и специальностям), университет испытывает острую необходимость в подготовленных абитуриентах. Эти проблемы коснулись и Физико-технический факультет.

В целях выхода из создавшейся ситуации в 1997 году при ФТФ была организована Школа Молодого Физика (ШМФ) для качественной довузовской подготовки учащихся средних учебных заведений, что на практике позволило осуществить принцип непрерывности образовательного процесса в системе «Школа – ШМФ - ВУЗ». ШМФ при ФТФ создана для решения ряда важных задач:

подготовка абитуриентов к успешному поступлению в ТПУ;

выявление творчески одаренных учащихся;

подготовка абитуриентов, сделавших осознанный выбор в пользу атомной отрасли;

повышение общего образовательного уровня слушателей в области естественно научных дисциплин, и как следствие, быстрая адаптация поступивших в ТПУ абитуриентов к учебному процессу.

Отличительной особенностью процесса обучения в ШМФ является преподавание наряду с традиционными предметами (физика, математика, русский язык) таких дисциплин, как информатика, «Современные проблемы физической науки», «Компьютерная физика». В процесс обучения активно вовлекается научно–технический потенциал предприятий Томской области. Для слушателей ШМФ организуются ознакомительные экскурсии на исследовательский ядерный реактор ИРТ–10 ТПУ, Сибирский химический комбинат, Научно–исследовательские институты. Проводится цикл занятий в Центре пропаганды атомной энергетики. Пред слушателями выступают ведущие специалисты Сибирского химического комбината, НИИ ядерной физики ТПУ и приглашенные ученые и специалисты предприятий атомной отрасли. Такой подход позволяет сделать учебный процесс комплексным, т.е. не только подготовить к вступительным испытаниям, но и сформировать правильные представления слушателей о тех задачах и проблемах, с которыми им придется столкнуться во время обучения на ФТФ ТПУ.

Основой качественного обучения в ШМФ является работа высококвалифицированных преподавателей, ведущих занятия. Основными требованиями, предъявляемыми к преподавателям, являются высокая научная и учебно-методическая квалификация, опыт работы со студентами младших курсов и в предметных комиссиях ТПУ.

Развитие довузовской подготовки физико–технического факультета привело к необходимости расширения сотрудничества в этой области с предприятиями атомной отрасти. Так, в 1999 году был открыт филиал ШМФ в г. Зеленогорске (Красноярск–45), в 2000 г. – в г. Северске (Томск–7); в 2001 г. – в г. Железногорске (Красноярск–26). Занятия в филиалах проводятся по методическим материалам ШМФ с учетом специфики действующих в этих городах атомных производств.

Созданная система довузовской подготовки на физико–техническом факультете обуславливает новый, качественный уровень подготовки высококвалифицированных специалистов для атомной промышленности через привлечение одаренной молодежи с высоким уровнем интеллектуального развития, учебными навыками, наклонностями и способностями к получению базового физико-технического образования, сделавшей осознанный выбор в пользу атомной энергетики.