ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМНОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ПОМОЩИ
МОЛОДЕЖИ В ЯДЕРНОЙ ОТРАСЛИ.

В.В.Сокольская
СФТИ


В докладе рассматриваются процессы, происходящие в российской экономики в целом и атомной промышленности в частности. Особое внимание уделяется вопросам управления человеческими ресурсами, которые приобретают особую важность в современных условиях глобальной конкуренции, когда продукты, технологии и даже организационные структуры устаревают с небывалой скоростью, а знания и навыки сотрудников становятся главным источником долгосрочного процветания любой отрасли.

Снижение рождаемости , происходившее в 90-х годах, приведет к тому что через 2-3 года число выпускников школ сравняется с числом так называемых бюджетных мест в вузах отрасли. Это повлечет за собой падение, а в некоторых вузах и отсутствие конкурса на отдельные специальности. Еще через некоторое время учебные заведения ощутят катастрофический недобор абитуриентов. Это может повлечь закрытие многих вузов, в том числе и отраслевых. Будет происходить постепенное снижение качества подготовки специалистов, что в свою очередь, может негативно отразиться на кадровом составе отрасли.

Спад численности и падение качества трудоспособного населения придет в противоречие с ростом экономики страны (согласно принятой «Концепции стратегического развития РФ до 2010 года»). На рынке труда, в том числе и отраслевом, возникнут серьезные проблемы с рабочей силой. Поле деятельности специалистов будет требовать расширения, появится спрос на «многостаночников» - т.е. людей, способных совмещать несколько функций, квалификаций или специальностей. Для сохранения конкурентоспособности , отрасли придется создавать новую систему организации труда и управления персоналом, и следовательно, вкладывать деньги в развитие новых технологий по обучению кадров.

Проблемы молодежной занятости в атомной отрасли уже свидетельствует о том, что система профессиональной подготовки в недостаточной мере отвечает потребностям современного рынка труда. Для решения проблем занятости молодежи в ядерной отрасли, разработки новых социальных технологий, включение молодежи в рынок труда и их адаптации к новым условиям и требованиям, необходимо изучение наиболее специфических особенностей всех категорий потенциальных работников. Анализ вариантов профессионального самоопределения молодых людей позволяет выявить факторы, влияющие на выбор профессии, которые связаны как с личностными особенностями, так и с реальными рыночными условиями.

Сегодня производственная сфера явно проигрывает коммерческим структурам в уровне оплаты, что влияет на трудовые предпочтения молодежи. В связи с этим, все очевиднее становится социальная составляющая профессиональной подготовки. Понимание процессов , происходящих в современном российском обществе, на национальном рынке труда, отраслевом рынке труда позволит молодым специалистам предвидеть обстоятельства которые могут повлиять на перспективу производства, преодолеть сложившиеся стереотипы поиска сфер приложения собственных профессиональных знаний.

Таким образом, вузам отрасли, чтобы быть востребованными на рынке образовательных услуг, а также выпускать высококвалифицированных специалистов для предприятий атомной промышленности, придется создавать уникальные программы и учебные планы и находить свою собственную специфику. Организация системной профориентационной помощи будет способствовать активизации внутренних психологических ресурсов личности, развивать её потенциальные возможности, усиливать профессиональную мобильность для полной реализации потенциала специалистов в отрасли. На основании проведенных исследований автор с уверенностью может утверждать о необходимости создания внутриотраслевого профориентационного центра и центра послевузовской поддержки выпускников. Организационная концепция центров более подробно будет представлена в докладе.