ЕСТЕСТВЕННАЯ ЦИРКУЛЯЦИЯ ТЕПЛОНОСИТЕЛЯ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАДЁЖНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ РЕАКТОРНЫХ УСТАНОВОК.

Соколов В.Г., Благовешенский А.Я.
Санкт-Петербургский государственный технический университет.


Прошедшие несколько десятилетий с момента начала освоения атомной энергетики у нас и за рубежом характеризуется формированием концептуальных положений в решении проблемы обеспечения надёжности и безопасности реакторных установок (РУ).

Необходимость снятия остаточных энерговыделений в активной зоне при самых тяжёлых авариях обусловила широкий размах исследований для внедрения режимов естественной циркуляции теплоносителя (ЕЦТ) первого контура. Если на начальной стадии развития этого вида энергетики ЕЦТ проявлялась лишь как скрытое средство циркуляции без проведения глубоких исследований и внедрения этих режимов как штатных, то в наше время концепция безопасности РУ использует ЕЦТ в качестве основного “компонента”. Однако на АЭС нынешнего поколения возможности ЕЦТ реализуются далеко не полностью.

Результаты исследований, выполненных на кафедре реакторо- и парогенераторостроения (РиПГС) СПбГТУ, показывают целесообразность и реальную достижимость существенного повышения показателей надёжности и безопасности работы АЭС с ВВЭР на энергетических уровнях мощности при неработающих ГЦН. Данное свойство установок позволяет в аварийных ситуациях при прекращении принудительной циркуляции (например, выход из строя системы электропитания ГЦН) не выводить энергоблок из действия, а продолжить работу на сниженном уровне мощности в течение некоторого времени. Как показывают расчеты РУ с ВВЭР-1000 могла бы работать на ЕЦТ на мощности около 30% от номинальной при увеличении подогрева теплоносителя и снижении давления пара.

При решении вопросов надёжности и безопасности работы РУ в режимах ЕЦТ специального рассмотрения заслуживают режимы с отключённой по II контуру частью парогенераторов (ПГ). С целью исключения температурных “перекосов” по тракту теплоносителя ниже ПГ, недопущения труднопрогнозируемых напряжений в металле, важным является выполнение условия “запирания” петли по I контуру.