Оценка влияния стрессовых факторов на надежность операторов атомных станций

 

Алонцева Е.Н., Анохин А.Н.

 

Обнинский государственный технический университет атомной энергетики (ИАТЭ)

 

Стресс является неотъемлемым компонентом повседневной жизни и профессиональной деятельности оперативного персонала (ОП) атомных станций (АС). Как относиться к стрессу ОП АС, как его предвидеть и предупредить, как определить влияние стресса на действия оператора? Чтобы реально продвинуться в этом направлении, необходимо осмыслить существующий опыт поведения операторов АС в стрессовых ситуациях. Решению данной задачи посвящено описываемое исследование.

Для описания деятельности операторов предлагается модель вида “вход-выход-состояние” [1]. Модель состоит из 37-ми компонентов, включая 21 фактор среды, 9 индивидуальных характеристик оператора, 4 показателя уровня стресса и 3 показателя эффективности деятельности. Внешние факторы и индивидуальные характеристики образуют 6 групп: подготовленность, функциональное состояние, личные качества, психофизиологическая, интеллектуальная и эмоциональная напряженность. Для описания стрессовых ситуаций был применен метод экспертных оценок и разработана анкета, в которой эксперт оценивал одну из нештатных технологических ситуаций, случавшихся в его практике и запомнившаяся ему более всего [2].

В качестве экспертов выступали операторы Калининской, Балаковской, Смоленской, Игналинской и Ленинградской АС. Общее число экспертов – m = 58. Состав экспертов характеризуется следующими показателями: средний возраст в момент событий 34 года, средний стаж работы в данной должности 4 года.

Эксперты выполняли вербальное описание и качественное оценивание одной из экстремальных ситуаций, имевших место в их практике. Перед заполнением анкеты эксперты производили самооценку уровня подготовленности к работе в своей должности во время описываемых событий.

В результате обработки и анализа данных был обнаружен ряд зависимостей между факторами как внутри групп, так и между ними, а также выявлены признаки, характерные для “типичной” экстремальной ситуации. В ходе интерпретации результатов были сформулированы следующие выводы.

На­иболее значимыми признаками субъективной сложности ситуации являются: большой объем информации, наличие косвенных признаков, осознание опасности последствий, потенциальные моральные и экономические последствия, эмоциональные воздействия (звук, свет и др.). Значимого влияния сложности ситуации на совершение операторами ошибок не отмечено.

Причинами нехватки времени, испытываемой операторами в процессе принятия решений, могут стать: недостаточная подготовленность оператора к действиям в данной ситуации, плохое качество инструкций, большой объем информации.

 

На возникновение стрессовых реакций влияет следующее. Проявление вегетативного субсиндрома (учащение пульса, головная боль и т.д.) обусловлено: активной деятельностью оператора перед событием, недостоверностью предоставляемой информации, наличием косвенных признаков и усложняющих факторов (необычность последовательности событий, наложение событий друг на друга), нехваткой времени. Проявление эмоционального субсиндрома во время события (тревога, дискомфорт) связано с недостоверностью информации, потенциальной опасностью последствий, распределением ответственности. Эмоциональный синдром по окончании событий (удовлетворение, досада) связан с эмоциональными воздействиями и совершением ошибки. Отмечено, что, как правило, вегетативный субсиндром сопровождается эмоциональным субсиндромом и синдромом изменения общения (окружающие мешают).

Факторами, сопровождавшими совершение операторами ошибок, стали: неожиданность ситуации, плохое представление информации (нужная информация неудобно, не образно представлена, не выделена), осознание реальных последствий, эмоциональные воздействия. Отмечается ухудшение действий оператора по сравнению с действиями в спокойной обстановке (на тренажере). Также отмечается проявление субсиндрома изменения общения.

Полученные результаты и выводы могут быть полезны при дальнейших исследованиях стресса ОП АС, при расследовании причин ошибочных действий персонала и их предотвращении.

 

Литература.

1.       Анохин А.Н., Галанина В.В., Колосова О.А. Моделирование деятельности оператора атомной станции в условиях стресса / Тр. каф. АСУ Обнинского ин-та атомной энергетики. – 1996. – №11. – С. 69–79.

2.       Анохин А.Н., Киндинова С.М., Бугаев А.А., Пучков Л.В. Исследование стрессовых ситуаций в деятельности оперативного персонала АС // Известия вузов. Ядерная энергетика. – 2000 – № 3 – с. 19-26.