Радиационные аномалии на федеральном железнодорожном транспорте

 

Антонова М. Н., Севастьянова Л.В.

 

Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ)

 

Выявление радиационной обстановки на железнодорожном транспорте диктовалось необходимостью стабилизации и смягчения последствий Чернобыльской катастрофы, определение объемов экономически обоснованных мероприятий и работ по ликвидации последствий подобной аварии. В работах по выявлению радиационной обстановки на ж.д. транспорте принимали активное участие как специалисты ВНИИЖТа и МИИТа, так и специалисты научно исследовательских и проектных организаций Академии наук, Радиевого института, института им. Менделеева, геологического центра «Невскгеология». Итоги работ, в соответствии с утвержденным техническим заданием, были представлены на рассмотрение компетентным органам и включены в банк данных радиационной обстановки.

Итоги обследования радиационной обстановки показали, что диапазон загрязнения железнодорожного полотна на сети железных дорог России радионуклидами цезия лежит в широких пределах и колеблется от 0,05 до 30, а на отдельных участках Брянского отделения Московской железной дороги и более Ки/кв. км.

В качестве примера повышенного загрязнения земель железнодорожного транспорта радионуклидами урана можно привести следующие факты. В районе г. Брест была выявлена в полосе отвода железнодорожных путей радиационная аномалия, характеризующаяся МЭД гамма-излучения от 300 до 1800 мкР/ч, общей протяженностью более километра. По качественным измерениям установлено, что ее образование вызвано рудой уранорадиевой природы.

В г. Глазов на железнодорожных путях и прилегающем участке городской территории выявлено загрязнение, характеризующееся МЭД гамма-излучения до 2650 мкР/ч геометрическими размерами по поверхности 15х1,5 м.

Наибольшее количество аномалий, связанных с перевозками различных грузов железнодорожным подвижным составом, по итогам работы 1993 г. было зарегистрировано на линии Киров – Пермь. Так например, на перегоне Бумкомбинат – Просница в составе грузового поезда была зарегистрирована аномалия урановой природы с МЭД гамма-излучения 323 мкР/ч.

Классификация радиационных аномалий на железнодорожном транспорте

На основе рассмотренных примеров радиационных аномалий, образовавшихся на землях ж.д. транспорта как в результате аварий на радиационно-опасных объектах, так и в результате нарушений перевозочного процесса , показывается необходимость их классификации.

Радиационные аномалии классифицируются:

1. по виду: естественные; техногенные.

2. по причинам образования: природные и природно-измененные; технологические и технологически-измененные.

3. по характеру проявления: стационарные; временные.

4. по размерам: площадные; локальные; точечные.

5. по расположению: высотные; приземные; поверхностные; глубинные.

6. по физико-химическим свойствам: аэрозоли; пыль; биообъекты; порода; вода; растворы;