Антонова М. Н., Севастьянова Л.В.
Московский государственный университет путей
сообщения (МИИТ)
Выявление радиационной обстановки на железнодорожном транспорте диктовалось необходимостью стабилизации и смягчения последствий Чернобыльской катастрофы, определение объемов экономически обоснованных мероприятий и работ по ликвидации последствий подобной аварии. В работах по выявлению радиационной обстановки на ж.д. транспорте принимали активное участие как специалисты ВНИИЖТа и МИИТа, так и специалисты научно исследовательских и проектных организаций Академии наук, Радиевого института, института им. Менделеева, геологического центра «Невскгеология». Итоги работ, в соответствии с утвержденным техническим заданием, были представлены на рассмотрение компетентным органам и включены в банк данных радиационной обстановки.
Итоги обследования радиационной обстановки показали,
что диапазон загрязнения железнодорожного полотна на сети железных дорог России
радионуклидами цезия лежит в широких пределах и колеблется от 0,05 до 30, а на
отдельных участках Брянского отделения Московской железной дороги и более
Ки/кв. км.
В качестве примера повышенного загрязнения земель
железнодорожного транспорта радионуклидами урана можно привести следующие
факты. В районе г. Брест была выявлена в полосе отвода железнодорожных путей
радиационная аномалия, характеризующаяся МЭД гамма-излучения от 300 до 1800
мкР/ч, общей протяженностью более километра. По качественным измерениям
установлено, что ее образование вызвано рудой уранорадиевой природы.
В г. Глазов на железнодорожных путях и прилегающем
участке городской территории выявлено загрязнение, характеризующееся МЭД
гамма-излучения до 2650 мкР/ч геометрическими размерами по поверхности 15х1,5
м.
Наибольшее количество аномалий, связанных с
перевозками различных грузов железнодорожным подвижным составом, по итогам
работы 1993 г. было зарегистрировано на линии Киров – Пермь. Так например, на
перегоне Бумкомбинат – Просница в составе грузового поезда была
зарегистрирована аномалия урановой природы с МЭД гамма-излучения 323 мкР/ч.
Классификация радиационных аномалий на
железнодорожном транспорте
На основе рассмотренных примеров радиационных
аномалий, образовавшихся на землях ж.д. транспорта как в результате аварий на
радиационно-опасных объектах, так и в результате нарушений перевозочного
процесса , показывается необходимость их классификации.
Радиационные аномалии классифицируются:
1. по виду: естественные; техногенные.
2. по причинам образования: природные и
природно-измененные; технологические и технологически-измененные.
3. по характеру проявления: стационарные; временные.
4. по размерам: площадные; локальные; точечные.
5. по расположению: высотные; приземные;
поверхностные; глубинные.
6. по физико-химическим свойствам: аэрозоли; пыль;
биообъекты; порода; вода; растворы;