Ядерная энергетика и безопасность жизнедеятельности: обучающая программа для школьников

 

Долгов В. О., Малышев А.И

 

ОТИ МИФИ (ТУ), г. Озерск

 

Анализ мировой энергетической системы показывает, что традиционная энергетика на органическом топливе не имеет будущего, так как запасы топлива ограничены, а темпы истощения дешёвых и легкодоступных месторождений нефти, газа и угля, таковы, что по расчетам специалистов через несколько десятилетий человечество может столкнуться с серьезным энергетическим кризисом. Кроме того, масштабы сжигания органического топлива сегодня уже в несколько раз превышают те, с которыми может справиться природа. Необратимые негативные последствия нарушения экологического равновесия ощущаются не только в регионах, но и на всей планете.

Выход из ситуации видится во всемерном использовании преимуществ, которыми обладает ядерная энергетика по сравнению с другими видами энергии. Однако её развитие во многом сдерживается  неблагоприятным общественным мнением, которое сложилось в настоящее время ко всему тому, что связано с развитием АЭС и ядерных технологий вообще.          

Восприятие риска опасных событий представляет собой сложную проблему, изучаемую в социальной психологии. С целью решения этой проблемы проводятся исследования общественного мнения, по результатам которых можно выявить те факторы, которые считаются наиболее опасными большинством людей. При этом самые опасные с точки зрения людей факторы, угрожающие их здоровью и жизни, далеко не всегда являются таковыми на самом деле.

В этой связи одной из важнейших задач Высшей школы и образования в целом является, как нам видится, задача формирования у населения, и в первую очередь, у подрастающего поколения объективного взгляда на проблему развития ядерной энергетики и воздействия радиации на население. С этой целью нами  была предпринята попытка разработать обучающую программу для подрастающего поколения – надежды новой России.

При разработке данной обучающей программы, изначально ставилась задача, чтобы программа была не только познавательной и формирующей объективный взгляд на проблему ядерной энергетики, но и ещё игровой, чтобы школьнику было не скучно сидеть и отвечать на вопросы. Поэтому было принято решение сделать нашу обучающую программу на основе игры типа «О, счастливчик!». Учащийся не только отвечает на разнообразные вопросы, но с ним также постоянно поддерживается связь при помощи звука. Так, например, с ним здороваются, спрашивают, как его зовут, и правильно или неправильно он ответил на вопрос.

Предполагается, что полная версия данной программы, будет включать в себя как тестовые задания, где не даётся права заменить ответ или посмотреть пояснения, так и обучающую версию, где обучающийся сможет всегда посмотреть ответы на интересующие его вопросы.

Таким образом, цель предлагаемой игры состоит в том, чтобы сформировать у школьников более объективные представления о ядерной энергетике и радиации в целом.  Заложить у них основы необходимых знаний, основываясь на которых, они могли бы критически воспринимать и оценивать поступающие со страниц газет и экранов телевидения заявления тех организаций и тех отдельных лиц,  которые из политических или иных соображений всячески препятствуют развитию ядерной энергетики в России.