Ядерная
энергетика и безопасность жизнедеятельности: обучающая программа для школьников
Анализ мировой энергетической системы показывает,
что традиционная энергетика на органическом топливе не имеет будущего, так как
запасы топлива ограничены, а темпы истощения дешёвых и легкодоступных
месторождений нефти, газа и угля, таковы, что по расчетам специалистов через
несколько десятилетий человечество может столкнуться с серьезным энергетическим
кризисом. Кроме того, масштабы сжигания органического топлива сегодня уже в
несколько раз превышают те, с которыми может справиться природа. Необратимые
негативные последствия нарушения экологического равновесия ощущаются не только
в регионах, но и на всей планете.
Выход из ситуации видится во всемерном использовании
преимуществ, которыми обладает ядерная энергетика по сравнению с другими видами
энергии. Однако её развитие во многом сдерживается неблагоприятным общественным мнением, которое сложилось в
настоящее время ко всему тому, что связано с развитием АЭС и ядерных технологий
вообще.
Восприятие риска опасных событий представляет собой
сложную проблему, изучаемую в социальной психологии. С целью решения этой
проблемы проводятся исследования общественного мнения, по результатам которых
можно выявить те факторы, которые считаются наиболее опасными большинством
людей. При этом самые опасные с точки зрения людей факторы, угрожающие их
здоровью и жизни,
далеко не всегда являются таковыми на самом деле.
В этой связи одной из важнейших задач Высшей школы и
образования в целом является, как нам видится, задача формирования у населения,
и в первую очередь, у подрастающего поколения объективного взгляда на проблему
развития ядерной энергетики и воздействия радиации на население. С этой целью
нами была предпринята попытка
разработать обучающую программу для подрастающего поколения – надежды новой
России.
При разработке данной обучающей программы,
изначально ставилась задача, чтобы программа была не только познавательной и
формирующей объективный взгляд на проблему ядерной энергетики, но и ещё
игровой, чтобы школьнику было не скучно сидеть и отвечать на вопросы. Поэтому
было принято решение сделать нашу обучающую программу на основе игры типа «О,
счастливчик!». Учащийся не только отвечает на разнообразные вопросы, но с ним
также постоянно поддерживается связь при помощи звука. Так, например, с ним
здороваются, спрашивают, как его зовут, и правильно или неправильно он ответил
на вопрос.
Предполагается, что полная версия данной программы,
будет включать в себя как тестовые задания, где не даётся права заменить ответ
или посмотреть пояснения, так и обучающую версию, где обучающийся сможет всегда
посмотреть ответы на интересующие его вопросы.
Таким образом, цель предлагаемой игры состоит в том,
чтобы сформировать у школьников более объективные представления о ядерной
энергетике и радиации в целом. Заложить
у них основы необходимых знаний, основываясь на которых, они могли бы
критически воспринимать и оценивать поступающие со страниц газет и экранов
телевидения заявления тех организаций и тех отдельных лиц, которые из политических или иных соображений всячески препятствуют
развитию ядерной энергетики в России.