СРАВНЕНИЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ РАО «ЕЭС РОССИИ» И КОНЦЕРНА «РОСЭНЕРГОАТОМ»

 

Перегудова Е.А.

 

МИФИ, г. Москва

 

Единая энергетическая система Россия обладает крупнейшей в мире электроэнергетикой, большая часть которой объединена в единую энергосистему. Структурные преобразования, начатые с 1992 г., изменили экономическую среду в российской энергетике. Были созданы региональные акционерные общества энергетики и электрификации (АО-энерго), хозяйственно самостоятельные и имеющие доступ к магистральным сетям, и федеральный оптовый рынок энергии и мощности (ФОРЭМ), в основу которого положена английская модель организации энергосистемы, где электросети и станции-производители независимы друг от друга. Для управления электроэнергетическим комплексом в 1992 г. создано Российское акционерное общество энергетики и электрификации «Единая энергетическая система России» (РАО «ЕЭС России»), причем создавалось оно всего на 3 года, как промежуточная структура. При его учреждении предполагалось образовать национальную компанию, контролирующую сети, акционировать производителей, создав прообраз будущего рынка. Этого не произошло, и электроэнергетику поделили: высоковольтные линии отошли к РАО «ЕЭС России», а низковольтные и местные электростанции попали в распоряжение местных монополистов - АО-энерго. Теперь же назрела необходимость реформирования рынка электроэнергии для повышения его конкурентоспособности. Предполагается, что, во-первых, РАО «ЕЭС России» перестанет быть монополией, во-вторых, производство и сбыт электроэнергии перейдет в частные руки, но контрольный пакет акций останется у государства, в-третьих, транспортировка и электросети будут только государственными. Государство также будет контролировать атомную энергетику, а «веерные» отключения будут запрещены законодательно. Планируется на базе тепловых электростанций РАО «ЕЭС России» создать несколько генерирующих компаний, которые не должны занимать монопольное положение ни в одной из зон оптового рынка. ГЭС, выполняющие общесистемные функции, останутся в РАО «ЕЭС России» и не будут переданы этим компаниям.

Однако вряд ли всем этим планам суждено сбыться до нового 2003 года. Не смотря на то, что    9 октября 2002 года Государственная Дума приняла в первом чтении пакет законов о преобразовании РАО «ЕЭС России», законы вряд ли вступят в силу с 1 января 2003 года, поскольку поступило очень большое количество поправок к этим законам, что не позволит законодателям окончательно решить судьбу РАО до нового года, и сроки реформы откладываются ещё на год.

Таким образом, для повышения эффективности работы энергетической отрасли необходимо преобразование РАО «ЕЭС России» путем законодательного разделения полномочий и собственности. В атомной же отрасли, наоборот, при её преобразовании произошло объединение путём создания генерирующей компании, в которую вошли Концерн «Росэнергоатом» и все действующие атомные электростанции в форме филиалов. Сейчас идет второй этап перегруппировки, когда в состав единой генерирующей компании должны войти как дочерние обеспечивающие предприятия отрасли. Такое преобразование существенно ускорит проведение модернизации и реконструкции энергоблоков первого поколения, сооружение и ввод в эксплуатацию новых энергоблоков, в том числе замещающих мощностей

Тем не менее, у атомщиков сохраняются опасения в том, что возможна консервация существующей сверхмонопольной системы, но уже на уровне новых институтов. В этом случае единой генерирующей компании атомных станций придется работать в условиях постоянной дискриминации и недобросовестной конкуренции. Самые большие риски, естественно, у потребителей, - в конечном счете, все проблемы реформы найдут отражение в цене на электроэнергию. Поэтому важно правовыми средствами минимизировать данные риски.