Правовые проблемы
сотрудничества России с другими государствами в сфере развития атомной энергии
в контексте недопущения распространения ядерного оружия.
Бобров Максим Евгеньевич
Московский
Инженерно-Физический Институт (Государственный университет)
Россия сегодня является
активным участником международных отношений в сфере мирного использования
атомной энергии. Обладая необходимым научно-техническим потенциалом, она
сотрудничает со многими странами ,имея соответствующие договоры в этой области . Свою деятельность
Россия строит на основе норм международного ядерного права, которое в свою
очередь определят пределы такого сотрудничества. Так как эта отрасль может
затронуть стратегически важные интересы государств нередко возникают разного
рода международные конфликты. К сожалению и Россия иногда становится их
участницей.
В данном докладе будут определены основные
элементы правового статуса РФ с точки
зрения международного ядерного права в сфере мирного использования ядерной
энергии, будет поднята одна из существующих проблем в этой области сотрудничества — сотрудничество между Россией и Ираном , и осуществлен ее правой
анализ.
Россия являясь участницей одного из основополагающих
договоров в этой области - Договора « О не распространении ядерного оружия» от
1 июля 1968 года и осуществляет такого
рода деятельность в определенных рамках и с определенными ограничениями. В
частности она не имеет права передавать кому либо ядерное оружие , помогать в
производстве и приобретении такого оружия , оказывать любую иную подобную
помощь, связанную с военным использованием ядерных технологий . С другой стороны
Россия имеет большой спектр действий по мирному использованию атомной
энергии. Это и строительство гражданских ядерных реакторов, переработка ядерных
отходов , обмен специалистами и т. п. Россия
является участником и других международных соглашений, накладывающих на
нее определенные обязательства .Такие соглашения касаются порядка перевоза ядерных материалов из одной
страны в другую , обеспечивающего их безопасность., порядка действий государств
в случае радиационной аварии и т.д.
Серьезной
международной проблемой сегодня является сотрудничество России с Ираном
в области мирного использования ядерной энергии. Противником данной
деятельности выступает США, обвиняя Россию в пособничестве Ирану в развитии его
военных ядерных программ, и требует прекращения такой деятельности. Правовой
анализ данной ситуации выявил, что в соответствии с нормами международного
права ,в частности, в соответствии с Декларацией « О принципах международного
права» 1970 года Россия как и любое
другое государство имеет право
самостоятельно осуществлять свою внешнюю политику, в том числе и в области
атомной энергии. Другие государства не могут оказывать давления, а уж тем более
определять с какими государствами можно сотрудничать, а с какими нет. Россия и
Иран являются участницами международной
организации МАГАТЭ , осуществляющей контроль в сфере ядерного сотрудничество, а
поэтому данные договоренности выполняются и
обеспечиваются гарантиями этой
организации.
МАГАТЭ до сих пор не обнаружило каких либо нарушений
со стороны какой либо из сторон ,из чего можно сделать вывод о действиях России
в рамках международного права. Интересен вопрос ответственности России в
случае не соблюдения Ираном в
будущем международных договоренностей и
развертывания своей военной ядерной программы с использованием мирных ядерных
технологий, переданных Россией. В этом случае Россия несет ответственность лишь
за свои действия по не распространению ядерного оружия ,за все остальное несет
ответственность государство —
нарушитель и международная организация осуществляющая соответствующий
контроль(МАГАТЭ) .
Из всего выше перечисленного и основываясь на нормах международного права можно сделать следующие выводы:
1.Россия вправе самостоятельно определять
направления сотрудничества в области мирного использования ядерной энергии.
2.Другие страны не могут оказывать давления и
диктовать ей какие либо условия в этой области.
3.Росиия соблюдает все международные договоренности
в этой сфере.
4.Россия несет ответственность лишь за соблюдение
своих обязательств по не
распространению ядерного оружия, и
никак не может нести ответственность за возможные нарушения международных
договоренностей другими государствами. Ответственность за это лежит на
государстве нарушителе и на международной организации, осуществляющей контроль
за ядерной деятельностью государств — МАГАТЭ.
Литература.
1.Кузнецов В.И. «Международное право».М.:Юрист,2001.
2.Пархитько В.П. «Международное ядерное право».М.:
Международные отношения ,2000 г.
3.Блатов Н.Т , Мелков Г.М. «Международное право в
документах».М.:2002.
4. Вавилов А.И., Иорыш А.И., Молодцова Е.С. «МАГАТЭ:
политико-правовой статус. М.:Наука.1992 г.