Правовые проблемы сотрудничества России с другими государствами в сфере развития атомной энергии в контексте недопущения распространения ядерного оружия.

 

Бобров Максим Евгеньевич

 

Московский Инженерно-Физический Институт (Государственный университет)

 

Россия сегодня является активным участником международных отношений в сфере мирного использования атомной энергии. Обладая необходимым научно-техническим потенциалом, она сотрудничает со многими странами ,имея соответствующие  договоры в этой области . Свою деятельность Россия строит на основе норм международного ядерного права, которое в свою очередь определят пределы такого сотрудничества. Так как эта отрасль может затронуть стратегически важные интересы государств нередко возникают разного рода международные конфликты. К сожалению и Россия иногда становится их участницей.

В данном докладе будут определены основные элементы  правового статуса РФ с точки зрения международного ядерного права в сфере мирного использования ядерной энергии, будет поднята одна из существующих проблем в этой области  сотрудничества — сотрудничество между  Россией и Ираном , и осуществлен ее правой анализ.

Россия являясь участницей одного из основополагающих договоров в этой области ­- Договора « О не распространении ядерного оружия» от 1 июля 1968 года и  осуществляет такого рода деятельность в определенных рамках и с определенными ограничениями. В частности она не имеет права передавать кому либо ядерное оружие , помогать в производстве и приобретении такого оружия , оказывать любую иную подобную помощь, связанную с военным использованием ядерных технологий . С другой  стороны  Россия имеет большой спектр действий по мирному использованию атомной энергии. Это и строительство гражданских ядерных реакторов, переработка ядерных отходов , обмен специалистами и т. п. Россия  является участником и других международных соглашений, накладывающих на нее определенные обязательства .Такие соглашения касаются  порядка перевоза ядерных материалов из одной страны в другую , обеспечивающего их безопасность., порядка действий государств в случае радиационной аварии  и т.д.

Серьезной  международной проблемой сегодня является сотрудничество России с Ираном в области мирного использования ядерной энергии. Противником данной деятельности выступает США, обвиняя Россию в пособничестве Ирану в развитии его военных ядерных программ, и требует прекращения такой деятельности. Правовой анализ данной ситуации выявил, что в соответствии с нормами международного права ,в частности, в соответствии с Декларацией « О принципах международного права»  1970 года Россия как и любое другое государство  имеет право самостоятельно осуществлять свою внешнюю политику, в том числе и в области атомной энергии. Другие государства не могут оказывать давления, а уж тем более определять с какими государствами можно сотрудничать, а с какими нет. Россия и Иран  являются участницами международной организации МАГАТЭ , осуществляющей контроль в сфере ядерного сотрудничество, а поэтому данные договоренности выполняются и  обеспечиваются   гарантиями этой организации.

МАГАТЭ до сих пор не обнаружило каких либо нарушений со стороны какой либо из сторон ,из чего можно сделать вывод о действиях России в рамках международного права. Интересен вопрос ответственности России в случае  не соблюдения Ираном в будущем  международных договоренностей и развертывания своей военной ядерной программы с использованием мирных ядерных технологий, переданных Россией. В этом случае Россия несет ответственность лишь за свои действия по не распространению ядерного оружия ,за все остальное несет ответственность государство —  нарушитель и международная организация осуществляющая соответствующий контроль(МАГАТЭ) .

Из всего выше перечисленного и основываясь на  нормах международного права можно сделать следующие выводы:

1.Россия вправе самостоятельно определять направления сотрудничества в области мирного использования  ядерной энергии.

2.Другие страны не могут оказывать давления и диктовать ей какие либо условия в этой области.

3.Росиия соблюдает все международные договоренности в этой сфере.

4.Россия несет ответственность лишь за соблюдение своих  обязательств по не распространению  ядерного оружия, и никак не может нести ответственность за возможные нарушения международных договоренностей другими государствами. Ответственность за это лежит на государстве нарушителе и на международной организации, осуществляющей контроль за ядерной деятельностью государств — МАГАТЭ.

 

Литература.

 

1.Кузнецов В.И. «Международное право».М.:Юрист,2001.

2.Пархитько В.П. «Международное ядерное право».М.: Международные отношения ,2000 г.

3.Блатов Н.Т , Мелков Г.М. «Международное право в документах».М.:2002.

4. Вавилов А.И., Иорыш А.И., Молодцова Е.С. «МАГАТЭ: политико-правовой статус. М.:Наука.1992 г.