Актуальность проблемы учета и контроля ядерных материалов

 

Лебедев В.А.

 

Сибирский химический комбинат (СХК) (г. Северск Томской обл.)

 

В связи с реализацией международной программы нераспространения ядерного оружия возникает необходимость в предотвращении распространение ядерного оружия в странах, которые им еще не обладают или попадание его в руки суб-национальных групп (например, террористов) во избежание национальной или всемирной ядерной катастрофы. Этот материал поможет понять роль защиты ядерных материалов (ЯМ), их учета и контроля.

Причины, по которым отдельные страны и суб-национальные группы стремятся стать обладателями ядерного оружия следующие: предотвращение ядерного нападения со стороны противника, достижение военного превосходства или паритета, приобретение статуса мировой державы, приобретение статуса ведущей державы региона, демонстрация жизнеспособности нации. Причины, по которым отдельные террористические группы стремятся обладать ядерным оружием или материалами, пригодными к использованию в качестве оружия несколько другие: для применения против потенциального противника, для использования в качестве козыря в переговорах, для продажи странам с преступным режимом, для передачи странам с преступным режимом по идеологическим соображениям, для того, чтобы сделать свои угрозы реальными.

Важность соблюдения правил учета и контроля и физической защиты ядерных материалов можно показать на небольшом примере. Ирак, являясь участником договора о нераспространении ядерного оружия, втайне занимался его разработкой, после завершения войны в Персидском заливе инспекторы МАГАТЭ получили полный доступ к любым иракским объектам, связанным с программой создания ядерного оружия и они обнаружили существование обширной секретной программы разработки ядерного оружия. Если бы Ирак мог получить готовые ВОУ или плутоний, ему потребовалось бы гораздо меньше усилий на разработку ядерного оружия, Ираку не нужно было бы создавать дорогую и технически сложную программу переработки и обогащения урана и если это произошло бы, то исход конфликта в Персидском заливе мог бы быть иным. Поэтому странам, которые уже объявили себя державами, обладающими ядерным оружием, а их не так много (США 1945 г., Россия (СССР) 1949 г., Великобритания 1952 г., Франция 1960 г., Китай 1964 г., Индия 1974 г., Пакистан 1998 г.) необходимо неукоснительно ужесточать доступ к ядерным материалам не только на Федеральном уровне - реализацией различных программ нераспространения ядерного оружия, но и на уровнях непосредственного нахождения или хранения ЯМ за счет усовершенствования устройств контроля доступа, устройств индикации вмешательства, правил двух (трех) лиц, совершенствования системы физической защиты ЯМ, а также совершенствовать учет ЯМ, с применением передовых разработок в данном направлении -  использование штрихкодовой технологии, современных приборов измерения основных параметров ЯМ, автоматизация проведения инвентаризации ЯМ в местах нахождения или хранения ЯМ и т.д.

В настоящее время на СХК действует «Программа применения устройств индикации вмешательства (УИВ) в учете и контроле ЯМ на СХК». На СХК уже имеется опыт создания и эксплуатации системы УИВ с уникальными идентификационными признаками. Такие системы работают на заводе разделения изотопов и сублиматном заводе и предназначены для контроля сохранности ВОУ. Так же внедряется программа использования штрихкодов для проведения физической инвентаризации - фактического определения наличия ядерного материала. Наличие на комбинате компьютерной системы автоматического контроля и учета ядерных материалов значительно увеличивает  возможности физической защиты ядерных материалов за счет быстрой обработки информации.