Эффективность законодательства в сфере охраны окружающей природной среды на примере практики его применения в ЗАТО г. Озерск за 2000-2001 годы

 

Малева Е. В., Малышев А.И.

 

ОТИ МИФИ, г. Озерск

 

Целью настоящей работы является установление мер, предусмотренных законодательством для пресечения нарушений в сфере охраны окружающей природной среды и оценка их эффективности.

Представляло также интерес выявить наиболее часто встречающиеся экологические правонарушения, их связь с деятельностью ПО «Маяк», а также установить порядок выявления нарушений, узнать, принимаются ли сигналы о нарушениях от простых граждан и, если да, то как часто подаются заявления и как на них реагируют.

До 1 июля 2002 г. работа инспекторов Госкомэкологии основывалась на нормативных документах, многие из которых были приняты еще в 1991-1995 годах (в частности, закон РФ «Об охране окружающей природной среды» №2060-1 от 19.12.1991, Земельный кодекс РСФСР от 25.01.1991), в которых основной мерой пресечения правонарушений в сфере охраны окружающей природной среды является денежный штраф, устанавливаемый в пределах от 1 до 5 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) для физических лиц и от 20 до 100 МРОТ - для юридических лиц.

На практике, к сожалению, даже эта малоэффективная сумма штрафа оказывалась еще меньше, так как размер штрафа не был привязан к величине МРОТ, а высчитывался согласно закону РФ от 14.02.92 № 3293-1 «О порядке пересчета размеров штрафа, предусмотренного КоАП». В результате реальные штрафы с юридических лиц составляли от 125 до 500 рублей, что нельзя назвать действенной мерой пресечения экологических правонарушений.

Как показывает анализ информации, представленной Государственным экологическим комитетом  ЗАТО г. Озерска, имеют место следующие виды нарушений:

1) образование свалок, захламление территорий, отсутствие (превышение) нормативов на образование и размещение ТБО (34,3 %);

2) отсутствие разрешения на выброс ЗВ в атмосферу (11,4 %);

3) невыполнение предписаний Комэкологии ЗАТО г.Озерска (8,6 %);

4) загрязнение почвы нефтепродуктами (5,7 %);

5) нарушение правил обращения с ртутьсодержащими лампами(8,7 %);

6) аварийные сбросы хозбытовых стоков в водоохранной зоне (2,9 %);

7) нарушение целостности газона (5,7 %);

8) нарушение правил хранения отработанных масел (5,7 %);

9) самовольное занятие земельного участка (5,7 %);

10) неуплата экологических платежей (5,7 %);

11) прочие нарушения (5,7 %).

По имеющейся информации, за исследуемый период нарушения, непосредственно связанные с деятельностью ПО «Маяк», не зарегистрированы.

Установлено, что основная масса нарушений выявляется в ходе плановых проверок территорий инспекторами Комэкологии. Проверки по заявлениям отдельных граждан проводятся крайне редко, главным образом по причине их анонимного характера, но некоторые серьезные нарушения (например, аварийный сброс хозбытовых стоков, зафиксированный в январе 2001 года) были выявлены именно благодаря своевременному обращению горожан.