ЗАЩИТА ЯДЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ОТ УТЕЧКИ В ДРУГИЕ СТРАНЫ И МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Сачёв А.В.
За
последнее десятилетие участились случаи утечки технологий с территории России
(в том числе и ядерных) в другие страны. В то же время передача технологий была
возможна отнюдь не на государственном уровне, а на уровне "физических
лиц", действия которых подлежат судебному преследованию в соответствии с
российским законодательством. В соответствии с п.2
ст.5 [1] к сведениям, составляющим государственную тайну также относят
достижения науки и техники, научно-исследовательские, опытно-конструкторские,
проектные работы и технологии, имеющие важное оборонное или экономическое
значение, влияющие на безопасность государства. B связи со ст.20 [1] функцию защиты государственной тайны
выполняют, в первую очередь органы федеральной исполнительной власти:
· Федеральная служба безопасности Российской Федерации;
· Министерство обороны Российской Федерации;
· Служба внешней разведки Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с п.6 [2] Госатомнадзор
России осуществляет надзор за обеспечением
гарантий нераспространения ядерных технологий, материалов и их физической
защиты, а также контроль совместно с Министерством иностранных дел Российской
Федерации за выполнением на территории России международных соглашений в этой
области.
При
более тесном взаимодействии Госатомнадзора России с указанными выше органами
федеральной исполнительной власти (сотрудничество, обмен данными), а также при
ужесточении правил допуска должностных лиц и граждан
к государственной тайне, увеличения объема ответственности за нарушение
законодательства Российской Федерации о государственной тайне, что решаемо
законодательным путем, возможно избежать передачи технологий, а равно и
сведений составляющих государственную тайну.
Что касается международного сотрудничества, то в соответствии со ст.18 [1] решение о передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам принимается Правительством Российской Федерации при наличии экспертного заключения межведомственной комиссии по защите государственной тайны о возможности передачи этих сведений. Обязательства принимающей стороны по защите передаваемых ей сведений предусматриваются заключаемым с ней договором (соглашением).
Сегодня Россия ведет активное сотрудничество в ядерной области с Ираном, и характер такого взаимодействия не может подвергаться сомнениям, поскольку оно осуществляется на основе межгосударственного договора, не вызывающего никаких подозрений у международных контрольных организаций.
Предотвращение утечки технологий (в том числе и ядерных) не должно являться основанием для прекращения сотрудничества России с другими странами в ядерной области.
ЛИТЕРАТУРА:
2. Положение о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности (утверждено распоряжением Президента РФ от 5 июня 1992 г. N 283-рп) (с изменениями от 16 сентября 1993 г., 26 июля 1995 г.)