ЗАЩИТА ЯДЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОТ УТЕЧКИ В ДРУГИЕ СТРАНЫ И МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

 

Сачёв А.В.

 

Аспирантура СГФТА

 

За последнее десятилетие участились случаи утечки технологий с территории России (в том числе и ядерных) в другие страны. В то же время передача технологий была возможна отнюдь не на государственном уровне, а на уровне "физических лиц", действия которых подлежат судебному преследованию в соответствии с российским законодательством. В соответствии с п.2 ст.5 [1] к сведениям, составляющим государственную тайну также относят достижения науки и техники, научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектные работы и технологии, имеющие важное оборонное или экономическое значение, влияющие на безопасность государства. B связи со ст.20 [1] функцию защиты государственной тайны выполняют, в первую очередь органы федеральной исполнительной власти:

·                     Федеральная служба безопасности Российской Федерации;

·                     Министерство обороны Российской Федерации;

·                     Служба внешней разведки Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с п.6 [2] Госатомнадзор России осуществляет надзор за обеспечением гарантий нераспространения ядерных технологий, материалов и их физической защиты, а также контроль совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации за выполнением на территории России международных соглашений в этой области.

При более тесном взаимодействии Госатомнадзора России с указанными выше органами федеральной исполнительной власти (сотрудничество, обмен данными), а также при ужесточении правил допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне, увеличения объема ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной тайне, что решаемо законодательным путем, возможно избежать передачи технологий, а равно и сведений составляющих государственную тайну.

Что касается международного сотрудничества, то в соответствии со ст.18 [1] решение о передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам принимается Правительством Российской Федерации при наличии экспертного заключения межведомственной комиссии по защите государственной тайны о возможности передачи этих сведений. Обязательства принимающей стороны по защите передаваемых ей сведений предусматриваются заключаемым с ней договором (соглашением).

Сегодня Россия ведет активное сотрудничество в ядерной области с Ираном, и характер такого взаимодействия не может подвергаться сомнениям, поскольку оно осуществляется на основе межгосударственного договора, не вызывающего никаких подозрений у международных контрольных организаций.

Предотвращение утечки технологий (в том числе и ядерных) не должно являться основанием для прекращения сотрудничества России с другими странами в ядерной области.

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1.       Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (с изменениями от 6 октября 1997 г.)

2.      Положение о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности (утверждено распоряжением Президента РФ от 5 июня 1992 г. N 283-рп) (с изменениями от 16 сентября 1993 г., 26 июля 1995 г.)