Анализ международного сотрудничество Минатома России с позиций нераспространения ядерного оружия

 

Солдатов А.И.

 

Московский Инженерно - Физический Институт (Государственный Университет)

 

С момента своего создания ядерное оружие является мощным фактором в мировой политики. Политика ядерного сдерживания и создание режима нераспространения ядерного оружия определяли политику стран во второй половине XX века. Окончание холодной войны привело к изменению политической ситуации. Вопросы экономики стали играть определяющую роль во внешней политике большинства стран. В настоящий момент существует тенденция, к использованию политического влияния для отстаивания экономических интересов.

В настоящее время Минатом России ведет ряд проектов в развивающихся странах. Участие в этих проектах затрагивает как экономические, так и политические интересы России.

Наиболее интересно, рассмотреть вопрос сотрудничества Минатома Китаем, Индией и Ираном. Каждая из указанных стран является:

¨       Региональным лидером в своем регионе, и играет главные роли в решении региональных геополитических вопросов.

¨       Каждое из представленных государств имеет бурно развивающуюся экономику, и в настоящий момент ведет экономическую политику направленную на реструктуризацию топливно-энергетического комплекса.

¨       Представленные государства являются основными покупателями российских систем вооружения и партнерами России в области воружений.

Особенность выбранного круга рассмотрения интересна еще и потому, что указанные страны имеют разный статус с точки зрения договора о нераспространении ядерного оружия:

¨       Китай – Ядерное государство (ЯГ),

¨       Иран – Участник договора в статусе Неядерного государства (НеЯГ),

¨       Индия же не является участником договора и ведет политику нерисоединения.

При рассмотрение проектов в каждой стране следует принять во внимание целесообразность развития мирной ядерной энергетики и промышленности в рассматриваемой стране, государственная политика страны в области использования ядерной энергии

Таким образом, уже при рассмотрении казанного круга государств можно сделать выводы о тенденциях в международном сотрудничестве России. Проведенный анализ показал, что с юридической точки зрения все контракты России и рассматриваемых государств, не противоречат основным положениям режима нераспространения. С другой же стороны политика давления на развивающиеся страны и попытки препятствовать распространению мирных ядерных технологий вынуждают развивающиеся страны искать обходные пути развития ядерных технологий, что может привести к соблазну, переключения мирных исследований на военные цели в случае возникновения напряженной ситуации.

Попытки препятствовать развитию ядерных технологий может расцениваться как попытка оказания экономического давления. В частности, в случае с Ираном экономические причины заставляют страну развивать ядерную технологию. Политическое давление на руководство страны приводит к тому что, страна начинает заботиться о независимости ядерных исследований, и в конечном итоге может вплотную подойти к созданию ядерного оружия.

В случае с Индией внешнее давление не возможно, из-за того что страна обладает независимой ядерной программой, и отсутствие международного сотрудничества только замедлит развитие. С другой стороны страны заинтересованные в предоставлении услуг на Индийском рынке, будут заинтересованы в смягчении режима ограничений, что опять же опасно для режима нераспространения, так как в таком случае может быть создан опасный прецедент.

В случае с Китаем, политическое давление отсутствует. Однако, политика КНР и наличие жесткой конкуренции со стороны Европейских и Американских производителей реакторов и ядерного топлива приводит к тому, что приходится заключать менее выгодные для России (в финансовом плане) соглашения. Существует также определенные сомнения, в том, что КНР не осуществит реэкспорт новых ядерных технологий, что опасно как с точки зрения распространения ядерного оружия, так и с экономической точки зрения.

Исходя из вышесказанного, при рассмотрении вопросов экспорта российских ядерных технологий следует рассматривать проблему в комплексе с геополитическими и экономическими интересами России.