Школьникам об ядерной энергетике: опыт и перспективы

 

Югай Сергей Анатольевич

 

Институт Ядерной Энергетики (филиал) Санкт-Петербургского Государственного Политехнического Университета в г. Сосновый Бор

 

Весной прошлого года студентами Института Ядерной Энергетики (филиала) Санкт-Петербургского Государственного Технического Университета в г. Сосновый Бор была проведена серия лекций в старших классах школ данного города. Данное мероприятие проводилось по инициативе Сосновоборкого представительства Молодежного Отделения Ядерного Общества России при поддержке Института Ядерной Энергетики (филиала) Санкт-Петербургского Государственного Политехнического Университета в г. Сосновый Бор. Лекция называется «Нужна ли нам ядерная энергетика?» и носит информативно-ознакомительный характер. Целью этой акции является формирование у населения положительного отношения к ядерной энергетике путем подачи информации по данной теме. Кроме лекций мы провели своего рода мини-опрос для того, чтобы узнать о степени информированности населения атомграда, его отношении к близости расположения ядерного объекта и отношения к отрасли в целом.

Работа проводилась со школами. Этот выбор оказался не случайным. Как показала практика, попытка переубедить взрослого человека, у которого за плечами лежит накопленный прожитыми годами личный опыт, а также сформировавшееся за долгое время мнение и стереотипы, представляется крайне тяжелой работой, зачастую требующую от лектора значительной выдержки. Потому мы обратили свой взор на молодежь. А именно учащихся 10-х, 11-х классов. Школьники в этом возрасте любознательны и способны воспринять и усвоить огромное количество информации. Их разум не затуманен условностями и предрассудками, и они уже способны рассуждать самостоятельно.

Также неслучайным оказался выбор студентов как лекторов. Студент вызывает у населения больше доверия и предрасположенность к «сотрудничеству», нежели любой пресс-секретарь, потому что в глазах последнего студент имеет вид непредвзятого, независимого специалиста. К тому же студент, как человек, который сам осваивает (осваивал) новые для него знания как никто другой способен понять, как лучше и доходчивее преподнести новый материал. Плюс ко всему школьники видят в студентах самих себя в недалеком будущем, что вызывает дополнительный интерес к лектору. А так как, работая с 11-ми классами, мы постоянно сталкивались с проблемой всех старшеклассников, - выбор ВУЗа, то также не упускали случая провести первичную проф. ориентационную работу с ними, тем самым, привлекая учеников в наш институт и соответственно, в будущем, в отрасль.

В процессе этой работы я выделил несколько основных принципов и придерживался их. Вот некоторые из них:

·         Передача знаний, разъяснение, изложение точки зрения, но не навязывание последней.

·         Двусторонняя (интерактивная) работа.

·         Доступность изложения широкому кругу слушателей. 

и др.

Каждый из них получил свое обоснование и подтверждение.

В общем и целом работа оказалась очень интересной и к нашему общему удивлению и удовольствию мы замечали интерес не только на лицах и взглядах учеников, но и учителей. А последующее приглашение к сотрудничеству явилось своего рода оценкой нашей деятельности, которую мы планируем продолжить и в значительной мере развить.