Аникина И.В.
В результате разрушения инфраструктуры отечественной
культуры и образования, усиленной вестернизации духовный мир молодежи
насыщается культурными ценностями общества потребления. Наблюдается засилье
массовой культуры. Лидирующую роль в этих процессах играют средства массовой
информации. Именно они стали основным фактором самоидентификации молодежи,
заметно потеснив другие – семью, учебные заведения, общественные организации и
т.д.
В многофакторном процессе социализации личности
одним из базовых компонентов является воспитание как система целенаправленных
воздействий различных общественных и государственных институтов, посредством
которых у индивида формируются определенные умения и установки для реализации
им своей социальной роли в практической деятельности
На что же тогда может опереться молодежь в поисках
своего самоопределения и утверждения себя в этом мире вроде бы безграничных
свобод и возможностей ? С какими
системными ценностями себя идентифицировать ?
Мы провели социологическое исследование молодежи
города Снежинск. Опрос был проведен осенью 2002 года (опрошено 1000 человек в
возрасте от 15 до 30 лет).
Опрос проводился в
подтверждении гипотезы, что ценности и нормы, запечатленные в сознании молодого человека и выявленные в
процессе его самооценки, в целом дают определенное представление о том, как он
соотносит себя с окружающей действительностью, имеет ли он возможность
реализоваться в ней.