ГЕРМЕТИЧНЫЙ
АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДА ИЗМЕЛЬЧИТЕЛЯ
Калаев В. Е., Первушин А. В., Щипков А. А.
В
радиационной химии к большинству технологических аппаратов предъявляются
жесткие требования по герметичности. Это требование, главным образом,
обусловлено безопасностью
обслуживающего персонала.
В
настоящее время для герметизации узлов, в которых требуется передача
вращательного или поступательного движения, используются различные технические
решения. К ним можно отнести применение лабиринтных и сальниковых уплотнений,
магнитных муфт, экранированных электрических машин (ЭЭМ). В условиях, когда
требуется обеспечение
герметичности в установках с пылеобразным продуктом при минимальных
массогабаритных показателях электропривода, наиболее оптимальным вариантом является
использование ЭЭМ.
Целью работы является
разработка герметичного электропривода для мельницы установки M2264
на базе ЭЭМ со следующими техническими характеристиками: частота вращения
вала 2700 - 3000 об/мин; мощность на валу
двигателя 100 Вт; 3-х фазная сеть, 380 В, 50 Гц; наружный диаметр экрана не
более 60 мм; толщина стенок экрана 0.5 мм; материал экрана нержавеющая сталь.
Для изготовления
герметичного двигателя было решено использовать магнитопровод статора, ротор и корпус
от серийных двигателей, выпускаемых в России. Таким образом, в расчете
экранированного асинхронного двигателя исключен выбор диаметральных размеров
листов статора и ротора, а также числа и конфигурации пазов, так как эти
параметры уже заложены в конструкциях электродвигателей нормального
исполнения.
Между статором и ротором в герметичном
двигателе устанавливается экран из нержавеющей стали, отделяющий рабочую среду
аппарата от окружающей среды. Для его установки необходимо подобрать такой ротор, чтобы зазор между статором и ротором составил 1 мм: 0,5 мм — под экран и 0,5 мм – под воздушный зазор. Ротор двигателя насаживается
на вал, который консольно крепится
парой подшипников к корпусу аппарата, исполнительный механизм крепится на этот же вал с другой стороны от шипников.
Корпус двигателя и кожух присоединен с помощью фланцевого крепления к
технологическому оборудованию.
Увеличенный зазор между
магнитопроводами статора и ротора ведет к необходимости снижения допустимой
магнитной индукции в нем, так как иначе намагничивающий ток достигнет очень
больших значений. Для снижения магнитной индукции в зазоре необходимо увеличить
количество витков обмотки, уменьшив при этом диаметр обмоточного провода.
В результате этого, снижается магнитный поток при неизменных габаритах
электродвигателя, следовательно, снижается и электромагнитная мощность,
передаваемая от статора к ротору.
Вращающееся магнитное поле в АД
пересекает защитный экран и наводит в нем электродвижущую силу (ЭДС). Поскольку
металлический экран представляет собой проводник
электрического тока, то в нем под влиянием наведенной ЭДС возникает электрический
ток. Тепловые
потери из-за вихревых токов в экране достигают (10-20)% от полезной мощности двигателя.
Эти факты, а также худшие условия охлаждения двигателя ведут к тому,
что необходимо использовать исходный двигатель с номинальной мощностью
превышающей требуемую мощность на валу в несколько раз.
Так как магнитная
проводимость нержавеющей стали близка к проводимости воздуха, то при
электромагнитном расчете использовалась стандартная методика (экранирующий эффект не учитывался), и
рассчитывалась машина с увеличенным воздушным зазором между статором и ротором,
при расчетах учитывались активные потери в экране от вихревых токов.
В ходе работы были
рассчитаны АД с узлами различных серийных асинхронных двигателей, т.е.
параметры статора и ротора принимались те же, что и у исходных двигателей.
Наиболее оптимальным вариантом оказалось использование статора от двигателя
АИР63А2 и ротора от двигателя 4А63А2, при использовании которых воздушный зазор
в двигателе составляет 0.95мм. Это позволяет не обтачивать ротор и не нарушать
геометрию паза ротора.
В результате
расчетов были получены следующие характеристики экранированного двигателя при требуемой
мощности на валу: КПД = 51%; cos ср = 0,67; Jст. исх. дв.= 6,46 А/мм2;
jст. экр. дв. = 5,7 А/мм2;
потери в экране = 20
Вт; скорость двигателя = 2750 об/мин.