Особенности
транспортных ядерных энергетических
установок. Судовые ядерные энергетические установки
Югай Сергей Анатольевич
Институт ядерной энергетики (филиал)
Санкт-Петербургского государственного
политехнического университета в г. Сосновый Бор
Первый ядерный реактор был
построен Э. Ферми в США в декабре 1942 г. Первая в мире АЭС была построена и
затем пущена в 1954 г. В СССР, в г. Обнинске. Сразу после возникновения ЯЭУ
нашли широкое применение в транспорте и им прочили великое будущее. Особенно широкое
применение ЯЭУ получили во флоте, т. к. они позволили значительно повысить
автономность и дальность плавания судов и ЯЭУ не требуют связи с атмосферой. Но
помимо этого были предприняты действия и по внедрению ЯЭУ в космонавтику. Цель
этой работы – рассмотреть виды и особенности транспортных ЯЭУ и познакомиться с
этими удивительными и в своем роде уникальными установками.
В мировой экономике морские перевозки грузов занимают значительное место, и роль их продолжает непрерывно возрастать. Одна из основных задач, стоящих перед морским транспортом, - повышение экономической эффективности, выражающееся в снижении стоимости перевозки грузов. Выполнение этой задачи предусматривает непрерывную оптимизацию технико-экономических показателей судов и их ЭУ.
Реализация лучших решений
проявляется не только в усовершенствовании традиционных типов судов, но и
создании новых, специализированных судов, с новыми принципами движения и новыми
ЭУ.
Одним из перспективных типов
судов являются суда с ЭУ, использующие энергию деления атомных ядер некоторых
элементов в качестве первичной энергии. Подобные установки, судовыми ядерными
энергетическими установками (СЯЭУ), имеют особенности, отличающие их от ЭУ
других типов, что позволяет выделить СЯЭУ в особую группу.
К числу основных особенностей
СЯЭУ следует, прежде всего, отнести высокую энергетическую концентрацию
топлива. Благодаря этому на судне с ЯЭУ практически отсутствуют запасы горючего
и высвобождающиеся объем и водоизмещение судна могут быть использованы для
перевозки грузов или размещения дополнительного оборудования, повышающего
безопасность плавания судна и обеспечивающего комфорт личному составу и
пассажирам. Это преимущество позволяет также применить на судне ЭУ большей
мощности, которая обеспечит более высокую скорость перевозки груза. К тому же,
время стоянки в порту судна с ЯЭУ также минимально и определяется лишь
продолжительностью выполнения грузовых операций.
Преимущества СЯЭУ обусловили
интенсивное развитие в передовых странах мира (России, США, ФРГ, Великобритании,
Франции, Японии и др.) научно-исследовательских и проектных работ по созданию
СЯЭУ, надежных и конкурентоспособных с традиционными типами ЭУ.
Первым опытом применения
ядерной энергии для движения судов морского флота была постройка в 1959 г.
советского ядерного ледокола "Ленин". Многолетний успешный опыт
эксплуатации этого ледокола свидетельствует об его эффективности и
оптимальности принципиальных инженерных решений, использованных при его
создании. Эксплуатация столь мощного ледокола в арктических морях позволила
значительно увеличить длительность навигации в этом районе. Высокая
экономическая эффективность ядерного ледокола послужила основанием для
постройки нового ледокола "Арктика".
В разное время были созданы и
эксплуатировались другие суда с ЯЭУ: грузопассажирское судно
"Саванна" (США), рудовоз "Отто Ган" (ФРГ), транспорт
"Муцу" (Япония).
Итак, что же представляет
собой судовая ядерная энергетическая установка?
В
работе детально рассматриваются классификация судовых реакторов; требования
предъявляемые к ним (а требования к судовым и станционным реакторам существенно
различаются); конструктивные типы паропроизводящих установок; принципиальные
схемы судовых ядерных энергетических установок; очень подробно рассмотрены
системы судовой ЯЭУ, такие как система циркуляции теплоносителя первого
контура; система компенсации объема теплоносителя первого контура; система
дренажа, слива и хранения радиоактивной воды и так далее; биологическая защита
ядерного реактора и первого контура (материалы, конструкции, компоновки);
особенности и основные принципы размещения оборудования судовой ядерной
энергетической установки; анализ эксплуатации судов с ЯЭУ (опыт, экономика,
результаты, общее положение дел в мире и перспективы).