Сборник тезисов докладов VIII Международной молодежной научной конференции

Полярное сияние 2005

Ядерное будущее: безопасность, экономика и право

Содержание сборника

Секция «Экономика и международное сотрудничество в области ядерных технологий»

Все доклады секции


Совершенствование взаимодействия органов государственной власти с населением территории посредством Интернет-технологий

Логинов А.В., Рябцун В.В.

Технологический институт (филиал) МИФИ, г. Лесной

В современных условиях развития российской экономики  актуальной является проблема эффективного взаимодействия органов государственной власти с представителями бизнеса и гражданами страны.

Как показывает практика, решением данной проблемы может служить освоение и применение органами государственной власти в своей деятельности современных Интернет-технологий, позволяющих посредством интерактивной среды сети Интернет осуществлять эффективную информационную поддержку населения территории.

В соответствии с моделями организационного - экономического  взаимодействия субъектов сетевой экономики [1] эта информационная поддержка может быть осуществлена по следующим направлениям:

·         G2G (Правительство a Правительство);

·         A2A (Администрация a Администрация);

·         А2В (Администрация a Бизнес);

·         А2С (Администрация a Граждане).

Вышеуказанные направления, в частности G2G (Правительство a Правительство) и A2A (Администрация a Администрация), нашли свое отражение в концепции развития информационного взаимодействия администрации МО «Город Лесной» и ее структурных подразделений.

В распоряжении Администрации уже имеется следующая инфраструктура:

·         локальная сеть в здании городской Администрации

·         реализован проект общегородской муниципальной сети, который позволил объединить сети разбросанных по всему городу подразделений в единую сеть.

·         разработана хорошая база электронного документооборота.

·         рабочие места большинства муниципальных служащих оснащены компьютерами.

Иными словами, на сегодняшний день создана хорошая техническая база для реализации Интернет-представительства органов местного самоуправления. Это позволит осуществлять активное взаимодействие между гражданами и органами местного самоуправления.

Рассмотрим схему этого взаимодействия более подробно. Сейчас общение органов местного самоуправления с граждан в ЗАТО Лесной осуществляется согласно схеме, представленной на рисунке 1.

Рис.1. Действующая схема взаимодействия органов местного самоуправления ЗАТО Лесной с его гражданами

Как показано на рисунке 1, типовой процесс сбора справок, осуществление платежей и т.д. происходит путем непосредственного взаимодействия каждого гражданина с каждым представителем органов власти.

В среднем на каждый акт такого взаимодействия гражданину приходится потратить около 2-х часов. Служащий тратит около 20 минут. В случае взаимодействия с тремя представителями власти в расчете на одного гражданина получаются затраты времени

2 х 3 + 0,3 х 3 = 6,9 часа.

Причем надо учесть, что общение граждан с органами местного самоуправления происходит только в рабочее время.

Как можно построить взаимодействие органов государственной власти с представителями бизнеса и гражданами при использовании современных Интернет-технологий?

Рис.2. Схема взаимодействия граждан и органов местного самоуправления при использовании современных Интернет-технологий.

Как показано на рисунке 2, общение граждан и Администрации происходит через Интернет-представительство, которое состоит из:

·         Интернет портала – предназначен для самостоятельного поиска гражданами справочной информации.

·         Службы вопросов-ответов – позволяет гражданам задавать вопросы Власти и получать ответы в режиме off-line. Может быть реализована по средствам Форума или E-mail.

·         Службы общения гражданина с представителем органов власти в реальном времени. В задачу именно этой службы входит исключение необходимости физического посещения гражданином кабинетов. Данная задача может быть реализована например по средствам ICQ-при письменном общении или VoIP-при голосовом общении.

·         Осуществление платежей. Позволит гражданину осуществлять необходимые платежи без посещения банка. Эту задачу лучше всего возложить на фирму, имеющую большой опыт работы с электронными деньгами, например Web-money.

Это позволит сократить время одного обращения гражданина примерно до 20 минут, а время гос. служащего, затраченное на обработку такого обращения, сократиться примерно до 10 минут.

Расчет: 0,3 х 3 + 0,1 х 3 = 1,2 часа

Экономия в 6,9/1,2 = 5,75 раза

В городском бюджете на 2005 год на заработную плату служащих Администрации и её подразделений заложено 62 млн. руб.

Использование Интернет-технологий в деятельности Администрации позволит сократить эти затраты до 62 / 5,75 = 10,7 млн. руб. Но при этом возрастут затраты на технический персонал примерно на 3 млн. руб. в год.

Реальная экономия составит 62 – 10,7 + 3 = 40,6 млн. руб.

Литература

1.        Рябцун В.В., Некрасов В.И. Формирование и развитие региональной сетевой экономики: теория и практика. Изд-во ИэИУ УдГУ, 2002.