Сборник тезисов докладов VIII Международной молодежной научной конференции

Полярное сияние 2005

Ядерное будущее: безопасность, экономика и право

Содержание сборника

Секция «Молодежь и проблемы занятости в атомной отрасли»

Все доклады секции


Роль корпоративной культуры на предприятиях атомной отрасли

Заплатина И.П.

ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор»

«Наиболее значительные события в мировой политической жизни определяются взаимодействием материальных условий и человеческих страстей. Действие страстей на материальные условия опосредуется разумом. И сами страсти могут изменяться отстраненным от них интеллектом, зависящим, в свою очередь от иных страстей. До сих пор такое изменение осуществлялось совершенно ненаучно, но со временем оно может стать таким же точным, как инженерное проектирование», - писал Бертран Рассел [1, с.80]. По имеющимся данным, на долю «человеческого фактора», то есть «действия страстей», приходится от 40 до 70% всех отказов технически сложных систем; 80% катастроф в авиации, 64% на морском флоте и 70% в атомной энергетике происходят в результате ошибок, называемых логическими и моральными.

Помогает преодолеть общую неуверенность, способствует сплочению коллектива, и, что особенно важно, формированию чувства личной и коллективной ответственности, корпоративная культура организации, предприятия.

Под корпоративной культурой понимается совокупность правил, обычаев, традиций, норм этики и устоявшейся практики бизнеса и управления, которые не закреплены законодательно, но очень важны для успешной деятельности фирмы, компании, предприятия. Корпоративную культуру нельзя сводить лишь к внешним и даже каким-то организационным моментам; к ее сущности относятся и те ценностные установки, которым следуют в своей работе руководство и весь персонал предприятия. Определение этой направленности имеет особое значение в период структурных перестроек, освоения новой продукции и выхода на новые рынки (что и происходит в атомной отрасли).

Однако сегодня построение корпоративной культуры в сфере промышленности настолько же актуально, насколько и проблематично. Большинство промышленных предприятий создавалось еще во времена господства административно-командной системы, поэтому их корпоративная культура несет на себе ее отпечаток, что не согласуется с рыночными принципами и приводит к деформации культуры организации. При отсутствии адекватных принципов деятельности, российский работник оказывается дезориентированным, следствием чего являются проблемы раз­личного рода (от трудности интеграции в коллектив до отсутствия смысла деятельности), которые негативно влияют на качество выполнения профессиональных обязанностей.

Согласно данным социологических исследований, создание системы ценностей организации постоянно заботит менее половины руководителей российских предприятий, а более 20% из них этим не занимается никогда, считая ее данью моде [2, с.62]. Эти руководители упускают из виду, что корпоративная культура не только определяет лицо предприятия, компании, но и оказывает значительное влияние на экономическое положение их организации.

В современных условиях корпоративная культура выступает важным фактором успешной работы предприятия, фундаментом его динамичного роста, своего рода гарантом стремления к повышению эффективности; ее наличие и состояние являются показателями его имиджа. С имиджем напрямую связана репутация предприятия, которая имеет конкретное коммерческое выражение, так как до 15% стоимости компании составляет ее репутация.

Сегодня назрела необходимость в том, чтобы становление корпоративной культуры либо ее изменение находились в сфере интересов руководителей предприятий, поскольку корпоративная культура любой организации составляет основу ее социального, экономического и жизненного потенциала, является одним из инструментов сведения к минимуму ошибок, обусловленных «человеческим фактором» не только в атомной, но и в любой отрасли промышленности.