Сборник тезисов докладов VIII Международной молодежной научной конференции

Полярное сияние 2005

Ядерное будущее: безопасность, экономика и право

Содержание сборника

Круглый стол «Проблемы и методики работы с общественностью»

Все доклады круглого стола


ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАТО

Петров Е.Н., Ремезова О.В.

Снежинская государственная физико-техническая академия

В перспективе развития ядерных технологий большие надежды возлагаются на новые технологи. Основная  роль отводится фундаментальной науке. Нужны новые научные теории. Необходимо подготовить высококвалифицированных специалистов, способных решить многие проблемы ядерной энергетики.

В последние годы во всем мире наметилась стойкая тенденция на снижение государственных затрат на фундаментальную науку, прикладные научно-исследовательские работы и опытно-конструкторские разработки. Особенно остро встал вопрос о финансировании науки и образования в России.

Рассматривается три группы предложений по финансированию науки и образования: снизить финансирование из федерального бюджета, а недостающую часть средств переложить на бизнес; перевести всю науку и образование на самофинансирование; оставить все как было; науку и образование финансировать из государственного бюджета. Одновременно с этими вопросами встал вопрос о платном образовании.

Многие вузы страны уже пытаются решить эти проблемы самостоятельно. Создают у себя в структуре «технопарки», Центры трансфера технологий (МГУ, УПИ), фундаментально-образовательные центры (МИФИ-МФТИ) и т.д. Тем не менее, нехватка средств становится все ощутимее, особенно в вузах ЗАТО.

Возможно, наиболее рациональным является сосуществование всех возможных вариантов (концепций) решения проблемы финансирования высшей школы.

В качестве одного из возможных вариантов компенсации расходов на фундаментальную науку и образование, в частности для вузов ЗАТО,  можно предложить участие студентов в работе вузовских проблемных лабораторий.

За счет каких средств могут существовать проблемные лаборатории? В настоящее время это – гранты и договора. Причем первые занимают лидирующее положение.

В качестве альтернативного источника финансирования предлагается «венчурный образовательный фонд». Таких фондов пока еще в стране не существует, хотя венчурный капитал появился в России еще в 1994 году по инициативе Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).

Венчурный образовательный фонд должен быть основан на тех же принципах, что и типичный венчурный фонд, финансирующий проект или бизнес-идею, которые нуждаются в деньгах для «проведения дополнительных исследований или создания пилотных образцов продукции перед выходом на рынок» (Start-up). [1]

В качестве инвесторов должны выступить заинтересованные крупные российские предприятия, и в первую очередь градообразующие предприятия, отраслевые министерства, банки, а также различные фонды, страховые компании и состоятельные люди («business angels»). Кроме того, исходя из  важности и необходимости проведения исследований в области ядерной энергетики для решения всех назревших проблем, может быть, необходимо создать специальный фонд для финансирования проблемных разработок ядерной энергетики. В качестве предпринимателя образовательного инвестиционного проекта выступает руководство вуза в лице заведующего проблемной лаборатории.

Необходимо создать среду для инвестирования: фискальные и законодательные условия, стимулирующие создание венчурных образовательных фондов, включая налоговые льготы при инвестировании венчурного капитала частными лицами. В свою очередь, и вузам необходимо создать среду «обитания» инвестиций и, в первую очередь, информационный проблемный банк, для того чтобы правильно выбрать направление разработок. В стране создана богатая научно-техническая база, в основном в виде технических разработок, решений, изобретений, «ноу-хау». В частности, у соавтора этой работы Е.Н. Петрова имеется более 160 изобретений. Необходимо проанализировать полученную информацию, выбрать необходимую методику анализа для получения результатов, на основании которых можно сделать предложения по направлению разработок.

Таким образом, предлагаемая схема участия «образовательных венчурных фондов» позволяет решить сразу несколько задач:

·         компенсировать затраты на образование;

·         решить проблемы вузов с научно-исследовательской работой;

·         заставить «работать» резервный и частный капитал;

·         активизировать получение студентами знаний и научить их самостоятельно находить, обобщать, анализировать, делать выводы и принимать решения.

Литература

1.        Венчурное финансирование: теория и практика. Сборник. Сост. д.т.н. Н.М. Фонштейн. Академия народного хозяйства, М., 1998.

2.        Трансфер технологий и эффективная реализация новаций. Сборник. Сост. д.т.н. Н.М. Фонштейн. Академия народного хозяйства, М., 1998.

3.        Продвижение технологического продукта на рынок. Сборник. Сост. д.т.н. Н.М. Фонштейн. Академия народного хозяйства, М., 1998.