Сборник тезисов докладов VIII Международной молодежной научной конференции

Полярное сияние 2005

Ядерное будущее: безопасность, экономика и право

Содержание сборника

Круглый стол «Проблемы и методики работы с общественностью»

Все доклады круглого стола


СОЗДАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ОБРАЗА ПРЕДПРИЯТИЯ
НА ПРИМЕРЕ РФЯЦ-ВНИИЭФ

Якубова Н.В., Тарасов В.

Еженедельник «Новый Город №», г. Саров

Писецкий В.П.

Саровский государственный физико-технический институт

C 1999 года редакция еженедельника «Новый город номер» заключила договор с РФЯЦ-ВНИИЭФ. Основные целями сотрудничества можно сформулировать так:

- поддерживать на традиционном уровне имидж ВНИИЭФ, как ведущего предприятия отрасли;

- сформировать благоприятную социальную среду внутри коллектива РФЯЦ-ВНИИЭФ;

- оперативно обеспечивать населения открытой информацией о деятельности Института.

Задача была осложнена тем, что в предшествующий период, из-за серьезного снижения гособоронзаказа и задержек в зарплате, престиж работы во ВНИИЭФ упал до опасного уровня. В коммерческих предприятиях города зарплата была выше и, кроме того, проводимые там разработки позволяли удовлетворять профессиональные амбиции. К тому же, отсутствовавший в таких предприятиях режим секретности позволял самостоятельно выйти на международный уровень. Наиболее активная (и перспективная – в профессиональном плане) молодежь основала собственные крупные предприятия (АКБ «Саровбизнесбанк», АО «Бинар», АО «Измерительные технологии» и т.д.) и ушла в них на постоянную работу. В то же время молодые специалисты – из закончивших вузы в те годы – «пропиталась» мнением, что работа во ВНИИЭФ малопрестижна и малооплачеваемая.

Однако, в конце 90-х государство вновь обеспокоилось своей обороноспособностью. РФЯЦ-ВНИИЭФ начал получать госзаказы.

Таким образом, задача, поставленная перед редакционным коллективом заключалась в преодолении существующего общественного мнения и создания образа РФЯЦ-ВНИИЭФ – предприятия, традиционно решающего важные государственные задачи.

Канонические, принятые сейчас методы создания позитивного образа – на манер рекламной кампании пива – в данном случае не подходили. Ведь требовалось создать образ не продукции предприятия, и даже не самого предприятия. От нас требовалось создать позитивный образ работника предприятия и внедрить его в сознание горожан.

На наш взгляд, начинать решать эту задачу нужно было, формируя у работников ВНИИЭФ чувство СОПРИЧАСНОСТИ фундаментальным исследованиям и эпохальным работам, которые выполнялись и выполняются коллективом РФЯЦ.

Кроме того, необходимо было создать культ ПРОСТОГО РАБОТНИКА РФЯЦ, честно и ответственно выполняющего свой профессиональный и гражданский долг на градообразующем предприятии.

Для сотрудника РФЯЦ-ВНИИЭФ должно было стать аксиомой, что их предприятие играет решающую роль в формировании городской жизни.

Такой образ, будучи внедрен в сознание работников, соответствующим образом сказался бы и на воспитании будущих специалистов, поскольку они станут воспринимать своих родителей – сотрудников РФЯЦ-ВНИИЭФ – не как неудачников, не сумевших «пристроиться на выгодное место», а как людей, создающих историю страны.

Поставив себе такую задачу, редакция приступила к публикации серии материалов, посвященных РФЯЦ-ВНИИЭФ. Материалы условно можно разбить на следующие группы:

- материалы, посвященные научным событиям, конференциям, семинарам и разработкам, проводимых во РФЯЦ-ВНИИЭФ. Специфика работы с материалами этой группы состоит в том, что информацию следует подавать не в форме сухого пресс-релиза, интересного только специалистам в данной области, а в виде журналистского рассказа, интервью с участниками, которые разъясняли бы «непонятливым» журналистам суть происходящего. В такой подаче материал становился понятным большей части читателей и вызывал интерес у более широкой аудитории.

- материалы, посвященные участию РФЯЦ-ВНИЭФ в общественной жизни города, страны, и Православной церкви. Такие материалы позволяют читателю осознать, что ВНИИЭФ – это не просто «место, где деньги зарабатывают».

- материалы, посвященные совместной истории города и ВНИИЭФ. В эту группу материалов входят циклы статей о жизни Ю.Б. Харитона, А.Д. Сахарова, Г.Б. Музрукова, П.М. Зернова и т.д. Кроме людей, чьими именами названы улицы, еженедельник публиковал и материалы о жизни и работе рядовых сотрудников ВНИИЭФ и связанных с ним предприятий. Для подготовки подобных материалов потребовались множество встреч с ветеранами ВНИИЭФ, ЭМЗ «Авангард» и других предприятий города.

Поначалу материалы этой группы вызывали неоднозначную реакцию читателей. Кроме позитивных звонков и личных обращений в редакцию были и звонки, призывающие вместо «пыльных фотографий» и «рассказах о начальниках» публиковать материалы на актуальные городские темы.

Однако эта тенденция была переломлена: молодежь стала понимать, что то, о чем она читает в учебниках, делали ее деды, отцы и старшие братья. Читая такую статью, и наткнувшись на фотографию молодого дедушки или бабушки, молодой человек сам начинал понимать, что и он имеет некоторое отношение к тому, о чем рассказывала учительница истории…

Об изменении ситуации говорят не только возросшее количество звонков в редакцию после публикации подобных материалов, но и то, что реализуемый тираж еженедельника стал лидировать среди городских СМИ!

Работая над этими материалами, общаясь с «живыми легендами» и их родными и близкими, журналисты редакции невольно пропитались духом гордости за славную историю Города. И сейчас даже материалы, непосредственно к РФЯЦ-ВНИИЭФ отношения не имеющие, оказываются вдруг связанными с предприятием и его историей…

Однако, ситуация складывается таким образом, что работа по созданию позитивного образа РФЯЦ не может быть прекращена. В городе мы – единственный еженедельник (из четырех, издающихся тиражом более 5000 экземпляров), который поддерживает РФЯЦ-ВНИИЭФ!

Остальные, к сожалению, поддерживаются городскими и региональными элитами, которым РФЯЦ-ВНИИЭФ в нашем понимании не нужен. Антиреклама, чаще всего скандального и провокационного содержания, как и любой другой «желтый» материал, к сожалению, пользуется в городе достаточным спросом…

В принципе, этим возможности редакции не ограничиваются. Редакция может принимать непосредственное участие в социальных программах ВНИИЭФ – если это будет востребовано.

Считаем, что большой опыт работы и возможности редакции могут стать основой для объединения усилий средств массовой информации родственных предприятий отрасли.