Сборник тезисов докладов IX Международной молодежной научной конференции

Полярное сияние 2006

Ядерное будущее: безопасность, экономика и право

Содержание сборника

Секция «Экономика и международное сотрудничество в области ядерных технологий»

Все доклады секции


НАПРАВЛЕНИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ В ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ОБОРОТ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Арефинкина С.Е., Юшков Е.С.

Московский инженерно - физический институт
(государственный университет)

Весь смысл работы по стимулированию инновационной деятельности и внедрению наукоемких технологий в производство – сделать российскую экономику более эффективной, а значит – конкурентоспособной.

Анализ тенденций развития науки и технологий в стране и за рубежом показывает, что перевод экономики на инновационный путь развития возможен лишь при условии комплексного реформирования научно-технической сферы: от фундаментальных исследований до производства наукоемкой продукции и выхода с ней на мировой рынок.

Несмотря на достигнутые в последние годы успехи, достройка национальной инновационной системы требует еще существенных усилий. Сегодня наиболее критичным ее элементом является нормативно-правовая база по закреплению и распоряжению правами на результаты научно-технической деятельности и их вовлечению в гражданско-правовой оборот.

Когда мы говорим об интеллектуальной собственности (ИС), то необходимо понимать, что нынешнее законодательство описывает правовые отношения только по исключительным правам на объекты интеллектуальной собственности (патенты, полезные модели, промышленные образцы и т.д.).

Необходимо урегулировать отношения между предприятием-исполнителем и заказчиком при распределении и использовании прав на интеллектуальную собственность, созданную за счет средств государственного бюджета. Эта проблема произрастает из незаинтересованности государственных учреждений в наращивании своих активов, поскольку имущество принадлежит государству.

В процессе приватизации таких учреждений и превращения их  в акционерные общества, они выходят на рынок без такого важного компонента, как ИС. Кроме того, это осложняет отношения с иностранными инвесторами.

На сегодняшний день достигнут фактический консенсус всех федеральных органов исполнительной власти по поводу концептуального подхода, суть которого заключается в том, что права на результаты научно-технической деятельности, созданные за счет средств федерального бюджета, закрепляются и передаются исполнителю.

До принятия «Положения о закреплении и передаче хозяйствующим субъектам прав на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет средств федерального бюджета» (утв. Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2005 г. №685) [1] существовало одно исключение. Права на результаты научно-технической деятельности, которые необходимы для выполнения государственных функций, связанных с обеспечением обороны и безопасности страны, закреплялись за Российской Федерацией. Также права на результаты научно-технической деятельности, полученные при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, в соответствии с п. 4 Положения закрепляются:

«— за Российской Федерацией — если данные результаты в силу закона изъяты из оборота, либо ограничены в обороте, или финансирование работ по доведению этих результатов до стадии промышленного применения (включая изготовление опытной партии) берет на себя Российская Федерация;

— за Российской Федерацией или по решению государственного заказчика за Российской Федерацией и исполнителем совместно — если данные результаты необходимы для выполнения государственных функций, связанных с обеспечением обороны и безопасности государства, а также с защитой здоровья населения.

В иных случаях права на результаты научно-технической деятельности закрепляются за исполнителем на условиях, определяемых
в государственных контрактах».

Согласно п. 8 Положения, «права на результаты научно-технической деятельности, получаемые в федеральных государственных учреждениях, закрепляются за указанными учреждениями. Условия распоряжения этими правами определяются договором, заключаемым главным распорядителем или распорядителем бюджетных средств с федеральным государственным учреждением. Форма типового договора утверждается Правительством Российской Федерации».

Разграничение прав создателей результатов работ, их работодателей — научно-технических организаций всех форм и государства, финансирующего разработку перспективных технологий и приоритетных направлений, призвано обеспечить соблюдение подлинных интересов государства и введение в научно-техническую деятельность стимулирующих экономических факторов.

Таким образом, в настоящее время первоочередными мерами повышения эффективности инновационной деятельности являются:

·         приведение законодательства в соответствие с Постановлением Правительства РФ №685 от 17 ноября 2005 г.;

·         подготовка специалистов по управлению ИС в атомной отрасли.

Литература

1.        Положение о закреплении и передаче хозяйствующим субъектам прав на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет средств федерального бюджета (утв. Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2005 г.№685);

2.        Наумов А.В., Направления активизации вовлечения в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности. — Тезисы семинара «Совершенствование механизмов защиты и коммерциализации интеллектуальной собственности». — 21-22 апреля 2004. — с. 4-8.