Сборник тезисов докладов IX Международной молодежной научной конференции

Полярное сияние 2006

Ядерное будущее: безопасность, экономика и право

Содержание сборника

Секция «Экономика и международное сотрудничество в области ядерных технологий»

Все доклады секции


ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ВТО: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА (НА ПРИМЕРЕ ФГУП "ЭЛЕКТРОХИМПРИБОР")

Чубинец И.А., Рябцун В.В.

Технологический институт (филиал) МИФИ, г. Лесной

В данной работе предпринята попытка определения конкурентоспособности конверсионной продукции предприятий оборонно-промышленного комплекса (на примере ФГУП ЭХП г. Лесной) в условиях вступления России в ВТО.

Вступая в ВТО, российские предприятия сталкиваются со следующими проблемами: высокий процент износа основных средств, высокие накладные расходы при производстве гражданской продукции, узкий ассортимент выпускаемых изделий, отставание по срокам в сертификации выпускаемой продукции.

В действительности от вступления в ВТО Россия ждет в первую очередь своеобразного импульса к модернизации своей экономики. Выпуск продукции гражданского назначения вырос, во всех отраслях оборонно-промышленного комплекса за 2004 год, и составил в целом по комплексу 112.1% к прошлому году (http://www.annews.ru).

Предприятия ОПК имеют высокий научный потенциал, поэтому необходимо сосредоточить усилия по выпуску наукоёмких изделий, основанных на энергосберегающих технологиях, изделиях с высокими эксплуатационными свойствами, необходимых для стратегически важных отраслей народного хозяйства. Но в этом кроется ещё одна проблема. На выпуск принципиально нового изделия («с чистого листа») уйдёт от 3 до 5 лет даже при условии концентрации всего научного потенциала.

Конверсионную продукцию ФГУП «Электрохимприбор» г. Лесной можно разделить на: энергетическую, продукцию медицинского профиля, нефтегазовую, счётчики рентгеновского излучения.

Продукция ФГУП ЭХП по сравнению с зарубежными аналогами имеет более выгодное соотношение цена-качество: она не уступает по качеству мировым аналогам, но стоимость выпускаемых изделий ниже, что в условиях рынка является конкурентным преимуществом.

На наш взгляд, вступление России в ВТО может дать следующие преимущества для предприятий, в частности, ЭХП:

·         вступление в ВТО даст толчок к развитию конкурентной среды и подтолкнет Россию к реконструкции и модернизации устаревшего производства и повышению его технического уровня;

·         откроется доступ для производственников к более дешевым импортным комплектующим и сырью, а население получит возможность приобретать более дешевые товары и услуги, в частности, кредиты при покупке товаров, что в значительной мере повысит общий уровень жизни людей;

·         Россия получит лучшие условия для проникновения ее продукции на зарубежные рынки, а также доступ к передовым мировым технологиям.

Одновременно с этим вступление во Всемирную Торговую Организацию грозит следующими объективными проблемами:

·         Россия будет ограничена в применении инструментов государственного регулирования экономических обменов и субсидий;

·         для потенциальных российских партнеров по ВТО преимущества от вступления России в эту организацию реализуются практически немедленно, а для российских производителей — с течением довольно длительного периода времени;

·         Россия не готова пока еще к конкуренции, которая может значительно обостриться в результате расширенного доступа на российский рынок импортных товаров и услуг;

·         продукция ФГУП ЭХП имеет наиболее выгодное соотношение цена-качество, которое является важнейшим конкурентным преимуществом при вступлении в ВТО, но в то же время на внутреннем рынке ФГУП ЭХП может потерять некоторые позиции с появлением крупных энергетических компаний;

·         продукция энергетического и нефтегазового профиля окажутся в наиболее тяжелом положении. Крупнейшие мировые компании «уходят» с рынка Европы в поисках новых рынков, крупнейший новый рынок – рынок России. В этом случае продукция Комбината будет полностью вытеснена с внутреннего рынка. Выходом из подобной ситуации может быть только квотирование поставок оборудования из-за рубежа.

В целом проблемы для комбината будут следующие:

·         отсутствие мирового имиджа предприятия, отсутствие налаженных сбытовых каналов;

·         недостаточный уровень поддержки предприятия;

·         недостаточный ассортимент выпускаемой продукции;

·         отсутствие гибкого менеджмента на предприятии и четкой политики.

Но Комбинат также обладает предпосылками для развития: обеспеченность высококвалифицированными кадрами, приемлемый уровень основных средств, потенциально низкая стоимость продукции, постоянный спрос на отечественную продукцию в странах третьего мира.

Таким образом, в краткосрочной перспективе (3-5 лет) возможны проблемы со сбытом конверсионной продукции; в долгосрочной возможен активный рост, но только при изменении внутренней политики Комбината и всесторонней поддержке государства в части:

·         предоставления налоговых льгот для компенсации разницы в стоимости на мировом рынке между изделиями отечественных и зарубежных производителей;

·         лоббирования интересов предприятий ОПК на переговорах с ВТО;

·         создания отраслевых союзов (Союзы предприятий ОПК выпускающих гражданскую продукцию), всесторонне защищающих интересы производителей;

·         более полного использования маркетинговых инструментов, особенно на неосвоенных рынках;

·         привлечения иностранного и отечественного капиталов на проектирование, разработку и выпуск новых и уже имеющихся изделий.