Сборник тезисов докладов IX Международной молодежной научной конференции

Полярное сияние 2006

Ядерное будущее: безопасность, экономика и право

Содержание сборника

Секция «Безопасность ядерных технологий»

Все доклады секции


ПРИНЦИП БЛОЧНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ИЗДЕЛИЙ

Рыбалкин С.А.

РФЯЦ-ВНИИТФ

Внутри изделия, вместе с приборами систем управления и контроля, может находиться опасный узел (содержащий ядовитые, взрывчатые и другие вещества), не требующий технического обслуживания в процессе эксплуатации. Конструктивное расположение опасного груза и систем управления и контроля в одном корпусе создает ряд проблем, связанных с безопасностью. При эксплуатации изделий возможны различные нештатные ситуации: ошибка оператора при техническом обслуживании (человеческий фактор), перегрузки в результате столкновения при перевозке, тепловое воздействие в виде пожара, воздействие пуль и осколков и т.д.

Все эти факторы обуславливают поиск новых конструктивных решений, основанных на отделении части с опасным грузом от систем управления и контроля. В качестве варианта для решения проблемы предлагается модульная конструкция изделия.

Изделие состоит из автономных отсеков – модулей. Каждый модуль выполняет свои функции согласно назначению. Отсек с опасным грузом не обслуживается в эксплуатации, хранится и транспортируется отдельно. Электрические связи между модулями осуществляются через самостыкующиеся электрические соединители (СЭС), которые автоматически сочленяются при стыковке корпусных частей модулей [1].

Модульное изделие имеет следующие преимущества по сравнению с компоновкой в одном корпусе:

·         техническое обслуживание проводится при отсутствии модуля с опасным грузом, что исключает возможность случайного использования по назначению и ряд особо опасных операций;

·         модуль с опасным грузом транспортируется отдельно от остальных модулей, что увеличивает его защищенность путем применения различных средств защиты;

·         при нештатных ситуациях (пожар, пулеосколочное воздействие, аварийное падение в результате столкновения перевозимого транспорта) так же снижается вероятность использования по назначению, поскольку системы управления и контроля, обеспечивающие использование по назначению отсутствуют;

·         изделие легко модернизируется путем замены определенного модуля или модулей, что не требует полной разборки изделия.

Возможно транспортирование, эксплуатация и хранение модуля с опасным грузом в одном защитном контейнере с другими модулями, входящими в состав изделия. При этом модуль с опасным грузом будет защищен средствами защиты (пулеосколочными экранами, огнезащитными чехлами и т.д.), которые по своим габаритам будут значительно меньше, чем при варианте эксплуатации опасного груза в одном корпусе с системами управления и контроля. Сборка модулей происходит в этом же защитном контейнере.

Среди различных функций защитного контейнера одна из основных – обеспечение безопасности как самого опасного груза, находящегося в контейнере, от внешних воздействий, так и предохранение окружающей среды от последствий, которые могут иметь место в результате аварии. Применение защитного контейнера повышает безопасность за счет создания оптимальных условий для обеспечения безопасного состояния опасного груза.

Литература

1.               Рыбалкин С.А., Петров Е.Н. Конструирование специзделий с сомостыкующимися электрическими соединениями// VIII Международная студенческая научная конференция «Полярное сияние – 2005. Ядерное будущее: безопасность, экономика и право»: сборник тезисов докладов/ - М.: МИФИ, 2005. – с. 288