Сборник тезисов докладов IX Международной молодежной научной конференции

Полярное сияние 2006

Ядерное будущее: безопасность, экономика и право

Содержание сборника

Секция «Молодежь и проблемы занятости в атомной отрасли»

Все доклады секции


СОЗДАНИЕ РОССИЙСКО-КАЗАХСТАНСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА В ОБЛАСТИ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ

Кулбатыров Н.Н., Байжигитова Э.Б.

Кызылординский государственный университет имени Коркыт Ата (Республика Казахстан)

В английском языке «cluster» имеет много смысловых значений, но их суть сводится к тому, что общим его признаком является объединение отдельных элементов в единое целое (в систему) для выполнения определенной функции и реализации заданной цели.

Интеграция и сотрудничество научных учреждений и финансовых структур - пример кластерной технологии.

В Казахстане, по сравнению с индустриально развитыми странами, развитие науки имеет принципиальные особенности.
В развитых странах отмечается ежегодное увеличение финансирование фундаментальных и прикладных исследований.

В частности, в 2000 году расходы государства на научные исследования и разработки составили: в США – 246,2 млрд. долларов
(2,09% от ВВП); Японии – 94,2 млрд. долларов (3,0% от ВВП); Германии – 45,8 млрд. долларов (2,35% от ВВП); Швеции – 7,6 млрд. долларов (4,0% от ВВП). Следует отметить, что Евросоюз рекомендует всем своим членам довести уровень вложений в науку до 2,5% от ВВП.

В Казахстане за последние 5 лет объемы финансирования науки составляют порядка 0,2% от ВВП, что является явно недостаточным. Исходя из стратегических интересов республики, необходимо осуществить поэтапный переход к финансированию науки до уровня 2% от ВВП в 2010 году и до 2,5 – 3 % в 2015 году.

Цель реализуемого в Казахстане проекта – идентификация 5-7 перспективных пилотных кластеров, которые стали бы индустриальной основой для повышения конкурентоспособности и диверсификации экономики, а также подтверждения жизнеспособности кластерного подхода в Казахстане. После анализа ситуации в экономике зарубежные консультанты пришли к выводу, что внимания заслуживают 23 отрасли и подотрасли, в частности, и создание образовательного кластера в атомной отрасли.

Недофинансирование и прекращение финансирования ряда научных тем в области атомной физики после распада Советского Союза, привело к оттоку молодых ученых кадров из научной сферы, к моральному и физическому старению материально-технической базы науки. Ярким примером может служить Семипалатинский ядерный полигон и Актауская АЭС (единственная в республике). До перестройки, в ядерном центре при Семипалатинском полигоне штат сотрудников доходил до 2 тысяч человек; в начале 90-х годов там осталось 350 сотрудников.

В данный момент перед Казахстаном стоит огромная проблема: в то время как начинается увеличение финансирования государством фундаментальных наук и возрастает внимание с его стороны к атомной отрасли, (а именно к использованию атома в мирных целях) существует острая нехватка научных кадров.

Как говорилось выше, сейчас государство выделяет значительные средства на развитие атомной науки в мирных целях (схема 1.). Для реализации всех этих проектов нам необходимы высококвалифицированные специалисты, которых у нас очень мало.

Именно для этого, мы предлагаем создание образовательного кластера в атомной области. Данный проект предполагает создание специализированного института повышения квалификации в Юго-Западном регионе Республики Казахстан, так как именно он нуждается в специалистах в данной области, в связи с расположением в нем аэрокосмического комплекса, урановых запасов, АЭС.

У атомной энергетики Казахстана огромное будущее, следовательно, ученые и инженеры будут востребованы. И наша республика, как обладатель урана, должна торговать не только сырьем и урановыми таблетками, но и производить атомные реакторы и продавать их за рубеж. Минеральные ресурсы не бесконечны, и без атомной энергии человечеству не обойтись.