Сборник тезисов докладов IX Международной молодежной научной конференции

Полярное сияние 2006

Ядерное будущее: безопасность, экономика и право

Содержание сборника

Секция «Молодежь и проблемы занятости в атомной отрасли»

Все доклады секции


ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ РФЯЦ-ВНИИЭФ

Усов И.А., Лопашов В.В.

Саровский государственный физико-технический институт

Основной задачей высших учебных заведений технического профиля является подготовка высококвалифицированных специалистов для работы в области науки и техники. Для решения этой задачи необходимы высокое качество учебного процесса, хорошая учебно-лабораторная база, научно-исследовательская деятельность и воспитательная работа в ВУЗе.

Учебный процесс в ВУЗе на сегодняшний день недостаточно ориентирован на формирование в студентах социальных качеств будущих специалистов и особенно мало – будущих руководителей. Этот факт отрицательно сказывается на эффективности будущей профессиональной деятельности выпускников.

Даже при наличии в расписании ВУЗа достаточного количества предметов управленческого характера: (менеджмент, маркетинг, основы управления и т.д.), получить первые шаги начинающего управленца студент может только на практике. Однако, практика, получаемая на начальных этапах работы после окончания ВУЗа – это слишком поздно для обучения специалиста, поскольку совершаемые им на этапе обучения неизбежные ошибки отрицательно влияют на работу коллектива, в котором трудится молодой специалист. Более целесообразной представляется ситуация, когда перечисленные навыки студент получает, работая в молодежных научных и общественных организациях еще на этапе обучения в ВУЗе.

С точки зрения учебного заведения, ВУЗ должен получить грамотного абитуриента, обладающего комплексом необходимых знаний, а, с точки зрения производства, молодой специалист должен быть еще и инициативным, деловитым, имеющим склонности к организаторской работе.

И здесь естественно возникает вопрос: каким образом отыскать абитуриента, обладающего такими свойствами? Не проще ли такого абитуриента заранее сформировать?

Ответом на этот вопрос может служить утверждение: необходимо взаимодействие ВУЗа и средних школ. Такое взаимодействие интегрирует и обобщает значительный круг социальных процессов и явлений. При этом взаимодействии происходит обмен методиками и идеями между взаимодействующими сторонами.

Одним из способов является создание Центра довузовского образования. С 1 сентября 2005 года Центр довузовского образования был преобразован в Факультет довузовской подготовки (ФДП) ФГОУ ВПО «СарФТИ».

Функции факультета:

·         подготовка школьников к вступительным экзаменам в высшие и средние специальные учебные заведения; к участию в предметных олимпиадах разного уровня;

·         научно-исследовательская работа с учащимися;

·         разработка и издание учебно-методических пособий для учащихся и учителей.

На данный момент на факультете обучается 206 человек.

Рассматриваемый процесс взаимодействия ВУЗа и молодежных общественных организаций ориентирован на привлечение в ВУЗ социально активной молодежи.

В городе работают 2 политехникума, медицинский колледж, СарФТИ.

В настоящее время в г. Саров действуют 28 детских и молодежных общественных объединений общей численностью 5460 человек. Молодежные организации функционируют на предприятиях города.

При этом институт и студенчество тесно связаны с общественной жизнью города, с учреждениями и предприятиями ВНИИЭФ, а также областными структурами.

В блоке социальной направленности молодёжных объединений города находятся вместе общественные организации: Союз детских организаций «Сияющие Звезды», союз старшеклассников «Статус» и Ассоциация студентов Сарова.

Большое значение имеет факт проведения первой профильной смены старшеклассников и студентов Саровского государственного физико-технического института, где во время совместной программы обучения многие предметы, такие как менеджмент, основы креативности, основы правоведения, основы школьной прессы вели студенты. Также студенты проводили развивающие творческие мастерские – спортивных танцев, гитара по кругу, спортивные игры, клуб юных КВНщиков.

Также проводится ряд мероприятий совместно со школами города: экологическая акция «Пикник на обочине», школа КВН, круглые столы. Плюс ко всему школьники видят в студентах самих себя в недалеком будущем, что вызывает дополнительный интерес.

Огромное значение имеет то, что, начиная с третьего курса, студенты факультетов информационных технологий и физико-технического факультета, а также политехникума, проходят обучение и практику непосредственно на предприятии РФЯЦ-ВНИИЭФ. Там ведут занятия и ставят производственные задания сотрудники предприятия, являющиеся в то же время, преподавателями института; многие из них также являются выпускниками СарФТИ. Большинство выпускников принимаются на работу в отделения, где они проходили обучение.