Сборник тезисов докладов IX Международной молодежной научной конференции

Полярное сияние 2006

Ядерное будущее: безопасность, экономика и право

Содержание сборника

Секция «Ядерное нераспространение»

Все доклады секции


ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕГОВОРНОГО ПРОЦЕССА ВОКРУГ СЕВЕРНОЙ КОРЕИ

Чадов С.М.

Озерский технологический институт (филиал) МИФИ

Уже на протяжении десятилетий КНДР стабильно остается очагом напряженности на Корейском полуострове и одним из наиболее острых вызовов режиму ядерного нераспространения. Усилия КНДР в атомной области с самого начала сосредоточились на создании полного ЯТЦ, что позволяло бы на определенной стадии развития обрести технические возможности для производства ядерного оружия. Несмотря на то, что КНДР с 1985 г. являлась членом ДНЯО, уже в это время появились основания полагать, что КНДР осуществляет ядерные исследования, выходящие за рамки мирной программы. В истории развития ситуации вокруг северокорейской ядерной программы можно выделить два периода напряженности.

Первый пик напряженности приходится на начало 90-х годов.В мае 1992 г. МАГАТЭ начала серию инспекций на северокорейские ядерные объекты. К концу 1992 г. стало очевидно, что заявленные КНДР позиции существенно отличаются от данных экспертов Агентства. После того, как МАГАТЭ было отказано в инспекции некоторых ядерных объектов, КНДР заявила о начале процесса выхода из ДНЯО, а также прекратила членство в МАГАТЭ. В 1994 г. в Пхеньяне состоялась встреча бывшего президента США Джеймса Картера с лидером КНДР Ким Ир Сеном, благодаря которым впоследствии было достигнуто Рамочное соглашение о замораживании ядерной программы КНДР и возобновлении переговоров. Но среди политиков и экспертов отношение к этой договоренности было двойственным. С одной стороны, признавалось, что она тормозит процесс создания Пхеньяном ядерного оружия. С другой, в ней вполне справедливо усматривали свидетельство успешного осуществления “ядерного шантажа” со стороны КНДР, которое в дальнейшем может послужить примером для ряда других стран.

Второй период осложнений возник в начале XXI века. На переговорах США и КНДР корейский министр подтвердил наличие разработок по обогащению урана. С этого момента КНДР снова прибегла к проверенному варианту «ядерного шантажа», целью которого является увеличение объемов экономической помощи извне и упрочнение международно-политического положения страны. В январе 2003 г. Пхеньян объявил о выходе из ДНЯО. Однако заинтересованные страны Северо-Восточной Азии не захотели выносить эту проблему на повестку дня СБ ООН.

В начале 2003 г. появился многосторонний подход к урегулированию проблемы, который предполагал участие в решении проблемы нескольких заинтересованных сторон, а именно: Китая, России, США, Южной Кореи и Японии. Преимущество шестистороннего подхода признала и сама Северная Корея. К середине 2005 г. Северная Корея пошла на новый, еще более высокий уровень эскалации кризиса, объявив об обладании ядерным оружием и активации работ на ядерных объектах. Исходя из последних заявления Пхеньяна, необходимо сделать важный вывод о том, что теперь, возможно, придется пересмотреть стратегию отношений с Северной Кореей и рассматривать её как ЯОГ.

Тем не менее, необходимо отметить, что лишь многосторонние переговоры дают возможность обсудить возможность отказа от ядерной программы за счет получения экономической помощи, а также подтверждения гарантий безопасности КНДР.

Несмотря на то, что ядерный конфликт на Корейском полуострове затянулся более чем на двадцать лет, реальные пути решения ядерной проблемы КНДР пока не просматриваются. Хотя создан шестисторонний механизм переговоров, и уже состоялись его заседания, но реальных выходов из сложившегося положения пока не видно. Несомненно и то, что необходимо проанализировать историю переговорного процесса вокруг КНДР с тем, чтобы не повторить ошибок в будущем.