Сборник тезисов докладов X Международной молодежной научной конференции

Полярное сияние 2007

Ядерное будущее: безопасность, экономика и право

Содержание сборника

Секция «Экономика ядерной энергетики и ресурсы»

Все доклады секции


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ЗАТО ОЗЕРСК

Савушкина Э.А., Каримова Е.Ф.

ОТИ МИФИ

Особенность современной экологической ситуации — масштабность ее проблем. Перспективы их разрешения как на мировом, так и на региональном уровнях зависят от экологической грамотности населения, руководителей предприятий, понимания истоков, сущности и путей преодоления тех или иных кризисных ситуаций.

В последние десятилетия в экономике России формируются тенденции применения экономических методов регулирования охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Это определяется введением платы за загрязнение окружающей среды и созданием соответствующих фондов по формированию и использованию средств от взаимных платежей.

Сложная экологическая обстановка в Озерском городском округе обуславливает актуальность задачи по определению реального размера экологических платежей и стимулирования рационального подхода к окружающей среде для минимизации размеров экологического ущерба.

Существующая система платежей за загрязнение окружающей среды недостаточно адекватна и не компенсирует ущерб от их воздействия. Экономическим субъектам выгоднее производить платежи и отчисления в экологические фонды, чем вкладывать средства в защитные комплексы и мероприятия. Существенные изменения с 2001 года, которые связаны с отменой системы экологических фондов, формируемых на трех уровнях государственной структуры, усугубляют это положение. Министерство РФ по налогам и сборам в письме от 31 октября 2001 г. разъясняет, что плата за негативное воздействие на окружающую среду должна направляться в Федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ в соотношении 20% и 80% доходов. В результате таких изменений местные бюджеты стали зависимы от областных, а финансовые потоки стали попадать в их доходную часть, что и увеличивает долю отчислений в Федеральный бюджет.

В рамках проведенного исследования предлагается изменить систему экологических платежей для создания экономических стимулов к проведению природопользователями мероприятий по охране окружающей среды, а также пополнения экологических бюджетов на местном уровне.

На основании анализа недостатков в существующей системе экологических платежей предлагается методика, которая обеспечит изменение механизма платы, распределения бюджетных средств и стимулирования промышленных предприятий к снижению негативного воздействия на окружающую природную среду.

В основу методики положена система прогрессивных платежей за загрязнение окружающей среды, размер которых зависит от природоохранных мероприятий природопользователя и срока внедрения, по истечению которого, размер платежей многократно возрастает, чему способствует стимулирование строительства очистных сооружений и проведения природоохранных работ. Система экологических платежей предполагает наличие двуставочного тарифа (основной и прогрессивной шкалы).

Кроме того, в методике предусмотрено проведение ежегодного мониторинга предприятий, которые будут заинтересованы в определении соответствия объемов воздействия на окружающую среду установленным нормативам и, уплате минимальных сумм (за нормативное воздействие). Контролирующим органом, осуществляющим функции государственного управления, будут являться территориальные подразделения Министерства природных ресурсов.

Для введения указанного механизма в действие необходимо разработать ряд нормативно-правовых актов.

Таким образом, стимулирование снижения негативного воздействия на окружающую среду, остается главной целью совершенствования системы платежей. В связи с этим, для достижения данной цели предлагается следующий концептуальный подход, включающий развитие нормативной, правовой и материально-технической базы:

• внесение изменений в действующие федеральные законы в области охраны окружающей среды;

• установление технических регламентов;

• проведение контрольных химико-лабораторных анализов аккредитованными аналитическими лабораториями;

• осуществление производственного контроля за соблюдением установленных нормативов.

При одобрении предложенного концептуального подхода к совершенствованию системы платежей за негативное воздействие на окружающую среду во взаимодействии с министерствами и ведомствами будут конкретизированы технические механизмы, установлен перечень загрязняющих веществ для начисления платы и определены количественные величины повышающего коэффициента к нормативам платы и размеры ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду, что должно быть реализовано в концепции проекта Федерального закона «О плате за негативное воздействие на окружающую среду».