Сборник тезисов докладов X Международной молодежной научной конференции

Полярное сияние 2007

Ядерное будущее: безопасность, экономика и право

Содержание сборника

Секция «Безопасность реакторов и установок ЯТЦ»

Все доклады секции


СИСТЕМЫ КРЕПЛЕНИЯ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ В ЗАЩИТНЫХ КОНТЕЙНЕРАХ. ВОПРОСЫ ОПТИМИЗАЦИИ КОНСТРУКТИВНЫХ РЕШЕНИЙ И СООТВЕТСТВИЯ ТРЕБОВАНИЯМ БЕЗОПАСНОСТИ

Поликаев М.Ю.

Снежинская государственная физико-техническая академия

Вопросы безопасного хранения и транспортирования опасных грузов (изделий) регламентируются, в частности, нормами МАГАТЭ, в которых сформулированы следующие требования:

• хранение и перевозка изделий должна осуществляться в составе упаковок. Под упаковкой понимается совокупность защитного контейнера с системой крепления в нем изделия;

• при нормальных условиях перевозки упаковка с изделием должна обладать способностью противостоять действию вибрации при транспортировании соответствующим транспортным средством (ТС);

• обычные условия перевозки упаковки с изделием допускают падение с малых высот (не более 1.2 м), при этом она должна быть безопасной и обеспечивать целостность изделия;

• в условиях регламентированных аварийных ситуаций (РАС) упаковка с изделием должна быть безопасной.

РАС — комплекс критериальных воздействий на упаковку с изделием, позволяющих охватить большую часть наиболее вероятных аварий при транспортировке. Комплекс включает последовательность ударных нагрузок, таких как падение с высоты 9 м на плоскую жесткую мишень, падение с высоты 1 м на вертикально установленный штырь и удар падающей плитой.

Разработанные к настоящему времени защитные контейнеры имеют сложную многофункциональную конструкцию. Они обеспечивают соответствие упаковок с изделием ряду требований (защита от несанкционированного вскрытия, герметизация изделия, влагозащита, теплоизоляция и т. д.). Выполнение остальных требований - виброзащита при транспортировке и защита от ударов - обеспечивается системой крепления изделия в защитном контейнере (СКИ). Принцип их действия основан на конструктивной реализации «оптимального демпфера».

В настоящее время разработано несколько разновидностей СКИ. Одной из них является, так называемая, полукольцевая СКИ. Она представляет собой сварную конструкцию, состоящую из нескольких поясов демпфирующих элементов. Этими элементами являются полукольца - криволинейные балки, выполняемые из стали. Основными преимуществами этой СКИ являются близость их жесткостной характеристики «оптимальному демпферу» и сохранение закрепления изделия в составе упаковки при обычных, нормальных условиях транспортировки и в случае РАС, что допускает транспортировку упаковки с изделием с места аварии.

В работе рассматриваются вопросы выбора геометрических параметров полукольца и их количества в соответствии с массой изделия, его габаритами, размерами внутренней полости защитного контейнера, оптимизация этих параметров с целью максимального приближения к характеристике «оптимального демпфера».

Применение предлагаемой СКИ позволяет решить задачи оптимизации конструктивных решений закрепления изделий в защитных контейнерах, безопасного транспортирования опасных грузов и, как следствие, соответствие требованиям норм МАГАТЭ.