Сборник тезисов докладов X Международной молодежной научной конференции

Полярное сияние 2007

Ядерное будущее: безопасность, экономика и право

Содержание сборника

Секция «Экологические аспекты использования ядерной энергии»

Все доклады секции


ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЯДЕРНОЙ ЭНЕРГИИ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС

Говоров В.В., Демиденко А.И.

Брянский государственный технический университет

Современная экологическая ситуация. Официально признанные загрязненными территории составляют 23% площади Беларуси, 5% площади Украины и 1,5% площади Российской Федерации. На этих территориях проживают около 6 миллионов человек: 19% населения Беларуси, 5% населения Украины и примерно 1% населения Российской Федерации.

Экологическое загрязнение как источник заражения людей. Значительные дозы облучения были получены гражданским населением и ликвидаторами в период непосредственно после аварии на ЧАЭС. По некоторым оценкам [1] до 90% кумулятивной дозы было получено в период между 1986 и 1995 годами. Пороговой величиной для получения населенным пунктом статуса «загрязненного в результате аварии на Чернобыльской АЭС» является средняя годовая доза в 1мЗв (миллизиверт). Цифра в 1мЗв/год является текущей предельной дозой для населения, рекомендованной Международным комитетом по радиационной защите (МКРЗ).

Есть сведения, что радиоактивные вещества, такие как 137Cs и 90Sr, могут мигрировать в глубинные водоносные горизонты и накапливаться в закрытых водных объектах.

Международные исследования, включая проведенное в России при поддержке ПРООН [2], показали, что в настоящее время степень загрязнения водоносных горизонтов незначительна, поэтому существует потребность только в долгосрочном мониторинге. Необходимо предпринять определенные шаги по информированию общественности, т.к. данный вопрос вызывает у нее озабоченность.

Развитие и содействие экологическому восстановлению окружающей среды. Ответственность за последствия аварии на Чернобыльской АЭС на национальном уровне обычно распределяется между различными органами, при этом координацией в целом занимается Министерство по чрезвычайным ситуациям.

Возможности решения проблем, связанных с ликвидацией последствий аварии, во всех трех государствах за последние пятнадцать лет значительно выросли. В качестве примера можно привести Институт радиоэкологии в Киеве, Научно-техническое подразделение зоны отчуждения и НПО «Тайфун» в Обнинске. Однако, многие организации, созданные на местном уровне в конце 80-х — начале 90-х годов, явно сдают позиции из-за недофинансирования и нехватки квалифицированных кадров.

Эффективность мер контроля. Первоначальные меры по радиационной защите, принятые в СССР после аварии на Чернобыльской АЭС в середине 80?х годов, были направлены на ограничение индивидуальных пожизненных доз до 359 мЗв (1000 мЗв=1 Зв). Это означало ограничение годовых доз до 5 мЗв. Политика во всех трех странах заключалась в переселении всего населения, проживавшего на территориях с уровнями загрязнений по 137Cs выше 15 Ки/км2 или с дозами выше 1 мЗв/год. Первоочередному отселению подвергались территории с уровнями загрязнений, превышающими 40 Ки/км2, или дозами в 5 мЗв/год. Однако политика переселения так и не привела к полному достижению поставленных целей.

Успехи и неудачи экологической политики. Достижения в процессе ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС:

• снижение коллективной дозы посредством технических, административных и экономических мер;

• существенное улучшение научного понимания возможных причин, сценариев и последствий аварий на ядерных электростанциях;

• повышение готовности ликвидировать последствия ядерных аварий, включая понимание эффективности различных защитных мер;

• создание возможностей на национальном уровне в Беларуси, России и на Украине по борьбе с загрязнением окружающей среды радиоактивными материалами, включая накопление экспертных знаний, создание технической базы и соответствующих организаций.

Неудачи:

• значительное число сельских жителей, относящихся к группам повышенного риска, все еще продолжают подвергаться существенному и, возможно, увеличивающемуся по дозе облучению;

• загрязнение окружающей среды, по-прежнему, создает значительные экономические ограничения, связанные с рядом защитных мер, многие из которых неэффективны в новых экономических и политических условиях;

• экономика и социальные структуры в пострадавших сообществах ухудшаются, с одновременным ростом уровня бедности;

• предпринятые до сих пор меры не смогли повысить доверие и снизить тревогу;

• низкие возможности на местном уровне успешного решения медицинских, экономических и экологических проблемам.

Пути преодоления экологических проблем территорий, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Необходимо усовершенствовать процесс разработки, планирования, и осуществления экологической политики и процесс управления этой политикой на национальном и местном уровне.

Возможные меры по решению экологических проблем:

• трансграничное сотрудничество пострадавших районов в области охраны окружающей среды;

• внедрение современных методов радиационной защиты в частных сельских хозяйствах;

• укрепление потенциала в области проведения первичных экологических мероприятий и управления аварийными ситуациями;

• охрана природы и культурного наследия пострадавших районов.

Литература

1. UNSCEAR. 2000. Медицинские последствия аварии на Чернобыльской АЭС.

2. ПРООН. 2001. Оценка и прогноз качества воды в районах, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС (Брянская область). Заключительный отчет по проекту. Проект RUS/99/004. Москва.