Сборник тезисов докладов X Международной молодежной научной конференции
СВЯЗЬ ОЧАГОВ РАДИАЦИОННОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ С МАГНИТНЫМ ПОЛЕМ ЗЕМЛИ
Сперанский А.Е., Сотников Ю.Г.
Технологический институт (филиал) МИФИ, г. Лесной
Предположение о возможной связи распространения радиационного следа и геомагнитного поля впервые высказано в монографии «Радиационные беды Урала» [1]. При анализе простирания Восточно-Уральского радиационного следа (ВУРС) авторы обращают внимание на то, что он проходит по нормали к изолиниям Главного магнитного поля Земли, оставляя все же главный приоритет в его распространении метеорологическим условиям (ветровой обстановке).
С развитием ядерной энергетики вопрос о распространении следов радиационного загрязнения территории становится актуальным, поэтому и проведен ряд тематических работ по обработке появившихся в открытой печати материалов о радиационных следах аварий на некоторых объектах [2].
Авария на ПО «Маяк» (Челябинск–40). На момент аварии (29 сентября 1957 г.) сохранились архивные данные о метеорологических условиях района по пяти метеопостам [3]. По этим данным проведена математическая реконструкция направления ветра в районе распространения ВУРС (Ю.Г. Сотников, А.В. Быстриков, ТИ МИФИ).
Анализируя данные реконструкции, можно сделать вывод, что метеорологический фактор не является доминирующим в распространении ВУРС, а магнитное поле играет далеко не второстепенную роль. Таким образом, утверждение авторов монографии о приоритете ветровой обстановки в распространении не полностью соответствует действительности. Скорее всего, след является равнодействующей составляющей между направлением ветра и силами магнитного взаимодействия с заряженными частицами радиационного следа. В свете этого предположения небезынтересно проследить распространение радиационных следов в местах испытания ядерного оружия и некоторых аварийных объектах [3,4]:
• следы испытаний ядерного оружия;
• испытательный полигон «Новая Земля»;
• Семипалатинский испытательный полигон;
• аварии на объектах ядерной промышленности;
• «Кратон – 3»;
• «Чернобыльская АЭС».
Радиационные следы этих аварий располагаются следующим образом:
• «Новая земля»- азимут 80°-90°;
• «Чернобыльская АЭС»- азимут 40°-50°;
• ПО «Маяк»-азимут 45°-55°;
• «Семипалатинский полигон»- азимут 30°-40°;
• «Кратон-3»- азимут 40°-50°.
Пересечение этих линий указывает Восточную региональную магнитную аномалию.
Все это говорит нам о том, что радиационные следы выше перечисленных событий находятся в корреляционной зависимости, и, прежде всего, от геомагнитного поля Земли.
Литература
1. Радиационные беды Урала, Уткин В.И., Чеботина М.Я. и др., Екатеринбург, 2000.
2. Радиационная экология, Старков В.Д., Мигунов В.И., ФГУ ИПП «Тюмень», 2003.
3. Объединенный Государственный архив Челябинской области Ф. Р-279 – Челябинский областной исполнительный комитет депутатов трудящихся.
4. Атомный след на Урале, Новоселов В.Н., Толстиков В.С., Челябинск, «Рифей», 1997.