Сборник тезисов докладов X Международной молодежной научной конференции

Полярное сияние 2007

Ядерное будущее: безопасность, экономика и право

Содержание сборника

Секция «Молодежь и проблемы занятости»

Все доклады секции


Подготовка специалистов в СарФТИ для РФЯЦ-ВНИИЭФ

Усов И.А., Лопашов В.В.

Саровский государственный физико-технический институт

Подготовка современных специалистов может реализовываться только на условиях активного использования инновационных технологий образования. Такой подход предполагает целенаправленное формирование знаний, умений и, естественно, методологической культуры. Однако такой подход невозможен без глубокой интеграции вуза и НИИ, что дает возможность развития в ВУЗе действительно актуальных научных исследований. Одно из направлений, позволяющих реализовать этот принцип — создание совместных с НИИ научных лабораторий и базовых кафедр.

За последние 15 лет у нас в городе сформировалась система высшего образования, основанная на глубокой интеграции РФЯЦ-ВНИИЭФ и Саровского государственного физико-технического института. За основу принят так называемый «метод Физтеха», подразумевающий, что студент, начиная с третьего курса, начинает работу на своем будущем рабочем месте. Учитывая научно-технический потенциал РФЯЦ-ВНИИЭФ, удалось сразу же заложить самые передовые технологии построения образовательного процесса в СарФТИ. Взятый на вооружение «физтеховский» принцип построения учебного процесса основан на трех главных принципах:

• принцип единства научной, образовательной и инновационной деятельности;

• принцип формирования инновационных междисциплинарных команд;

• принцип подготовки этически полноценного специалиста.

Результаты работы коллектива СарФТИ прекрасно иллюстрирует количество выпускников — молодых специалистов. Вот распределение молодых специалистов, принятых в РФЯЦ-ВНИИЭФ за период 2001 – 2006 гг. по вузам: СарФТИ – 725 человек; ННГУ - 147 человек; ТГУ - 90 человек; ВЛГУ - 90 человек; НГТУ - 67 человек; КАИ - 27 человек; МГУ - 27 человек; МИФИ - 27 человек; МФТИ - 4 человека; МЭИ - 4 человека; МГТУ - 5 человек; СПбГУ - 8 человек; всего - 1587 человек.

Приведенные выше цифры, несомненно, свидетельствуют о доминирующей роли СарФТИ в восполнении кадрового потенциала РФЯЦ-ВНИИЭФ.

Не менее важную роль, в особенности в свете третьего принципа, играет анализ дальнейшей судьбы молодых специалистов, их карьерный рост. Результаты анализа показывают, что к 8 году работы бывших выпускников СарФТИ, 14% из них попадают в категорию руководителей, 5% - специалисты 1 категории, 31% - 2 категории и 38% - третьей.

Для выпускников иных ВУЗов эти же цифры выглядят так: 8% из них попадают в категорию руководителей, 12% - специалисты 1 категории, 68% - 2 категории и 12% - третьей.

Существенна статистика увольнений сотрудников, принятых на правах молодых специалистов. В то время, как СарФТИ является главным поставщиком молодых специалистов для РФЯЦ-ВНИИЭФ (за период с 2001 по 2005 гг принято 1002 молодых специалистов), процент увольнения среди них – один из самых низких – 2,23 %. Для сравнения, МИТХТ - 21,33%, СПбГУ - 8,00%, МГУ - 7,04%, ННГАСУ - 5,71%, МИФИ - 4,73%, УПИ - 4,44%, ВлГУ - 4,29%, ТулГУ - 4,24%.

По результатам опроса, проведенного кадровыми службами РФЯЦ-ВНИИЭФ среди увольняющихся молодых специалистов, выявлены следующие причины: отсутствие соответствующих жилищных условий и возможности их улучшения для молодых семейных пар; снижение уровня заработной платы после прекращения доплаты (как молодому специалисту); отсутствие возможности трудоустройства супруги (супруга); недостаточная осведомленность молодых специалистов о перспективах улучшения социального положения и соответствующих мероприятиях.

С этой точки зрения выпускники СарФТИ являются, несомненно, более выгодными для РФЯЦ-ВНИИЭФ, поскольку за время обучения они успевают интегрироваться в производственный социум.

Однако, в сложившейся сейчас демографической ситуации для работы ВУЗа необходима превентивная селекция абитуриентов по критериям, существенным для успешного профессионального роста. Для этого в СарФТИ ведется работа со школьниками, причем ведется по нескольким векторам. Одно из направлений – классическое – учебная и научная работа со школьниками реализует Факультет довузовского обучения.

Другое направление работы – работа студсовета со школьными и подростковыми организациями – позволяет выделить потенциальных лидеров, корректно сформировать и закрепить позитивную составляющую их лидерских качеств. Студенты-лидеры, не слишком отличающиеся по возрасту от школьников, способны завоевать авторитет быстрее, чем взрослые преподаватели, отношение к которым в молодежной среде можно охарактеризовать как изначально настороженное.

После того, как отобранные школьники становятся студентами, с ними продолжается работа по закреплению и, если возникает необходимость, коррекции личностных качеств. На этом этапе для работы со студентом используется весь арсенал как официальных (профсоюз, студсовет), так и неофициальных (спортивные, творческие и т.д.) студенческих организаций.

Данная работа в СарФТИ ведется по разработанному социальному проекту «Студенчество в социуме ЗАТО», что обеспечивает непрерывность и координируемость единого учебно-воспитательного пространства ЗАТО.