Сборник тезисов докладов X Международной молодежной научной конференции

Полярное сияние 2007

Ядерное будущее: безопасность, экономика и право

Содержание сборника

Секция «Молодежь и проблемы занятости»

Все доклады секции


АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА: БУДУЩЕЕ НАЧИНАЕТСЯ СЕГОДНЯ

Золотухина А.А.

Московский педагогический государственный университет

Жарова Д.Н., Кузнецова Е.Д., Цветкова Е.А., Золотухина Т.В.

ГОУ СОШ № 793

Солдатов И.М.

ФГУП концерн «Росэнергоатом»

На фоне постепенного оскудения источников нефти и газа объективно только атомная энергетика может дать наиболее реальную возможность экономического и социального благосостояния человека. С каждым годом ожидается увеличение ее доли в экономике и промышленности России и мира, поэтому отрасль испытывает потребность как в притоке молодых квалифицированных кадров, так и в увеличении доверия граждан. Однако в настоящее время объекты ядерной энергетики воспринимаются значительной частью населения как источник повышенной опасности.

Особое место в сложившейся ситуации занимают школьники. Среди них – не только будущие сотрудники ядерной отрасли. С годами мнение сегодняшних учеников об атомной энергетике станет все заметнее определять отношение к ней общества. Каким будет это отношение, во многом зависит от тех представлений об отрасли, которые ученики получают сегодня.

Цель исследования — изучение общественного мнения о вопросах атомной энергетики. В качестве целевой аудитории выбраны старшеклассники и учителя ГОУ СОШ № 793 г. Москвы (см. Приложение). 65% респондентов настроены по отношению к атомной отрасли положительно или нейтрально. При этом 65% опрошенных не имеют представления о том, что им может дать атомная энергетика. Лишь 4% респондентов оценило ее роль в своей жизни как однозначно негативную.

Среди тех 65 человек, которые не знают, зачем нужна атомная энергетика, 34 боятся этой сферы человеческой деятельности. 47% опрошенных полагают, что развитие атомной энергетики принесет России пользу. 30% убеждены в ее вредоносной роли.

Большинство (87%) респондентов считают, что жить рядом с атомной станцией «вредно», «страшно», «опасно». Однако есть 10 человек, которые уверены в безопасности атомных станций. Насколько осознана эта позиция?

Сотрудникам атомных станций доверяют 42% отвечавших, остальные поровну разделились на сомневающихся (26%) и не доверяющих (25%).

Более половины опрошенных (54%) полагает, что получение атомной энергии приносит большой вред по сравнению с получением энергии из нефти и газа.

Таким образом, общая ситуация выглядит достаточно оптимистично. Большинство старшеклассников и учителей выразили положительное либо нейтральное отношение к ядерной отрасли. Не более трети опрошенных воспринимают атомную энергетику негативно, при этом многие непоследовательны в своих суждениях. Отрицательное отношение, как правило, проистекает из весьма приблизительного понимания сути вопроса.

Отсюда следует вывод о необходимости повышения общего уровня знаний населения об атомной энергетике. Важнейшая задача формирования «атомного» типа мышления заслуживает того, чтобы стать целью национального проекта. Одним из главных направлений работы должно стать формирование у каждого человека четких представлений о том, зачем ему нужна атомная энергетика.

Развитие ядерной отрасли способно снизить бурный рост стоимости электроэнергии и стимулировать развитие производства высокотехнологичной продукции, повысив востребованность профессиональных специалистов. Результатом станет общее повышение качества жизни в стране.

Основное внимание необходимо уделить школьникам как наиболее восприимчивой части населения. Отдельными задачами являются разработка методик и подготовка педагогического состава.

Формы работы с учениками должны быть разнообразными. К ним относятся лекции, беседы, семинары, дискуссии, олимпиады, конференции учащихся, посвященные различным вопросам атомной энергетики. Живой отклик всегда вызывают творческие конкурсы. Большинству школьников будут интересны встречи со специалистами, экскурсии на промышленные предприятия и в научно-исследовательские институты.

В ходе таких мероприятий происходит и профориентация учащихся, что является одной из наиболее важных совместных задач школы и отрасли.

С другой стороны, сама школа может стать базой такого национального проекта. Она обладает огромными возможностями, до сих пор мало задействованными атомной отраслью. Именно в школе можно воспитать активную молодежь, готовую принять участие в проведении различных общественных акций по проблемам атомной энергетики.

Отрасль должна отнестись к потенциалу школы с должным вниманием и сформулировать для нее конкретные задачи.

Таким образом, при реализации взаимодействия атомной отрасли со школами в рамках нового национального проекта государство получит молодых специалистов и новое поколение людей, просвещенных в вопросах атомной энергетики и стремящихся работать во имя процветания нашей страны.

Результаты социологического опроса: «Атомная энергетика глазами школы».

Дата проведения опроса: 6.12.2006.

Место проведения опроса: ГОУ СОШ №793

Всего опрошено: 100 человек (89 учащихся 8-11 классов и 11 учителей).